Каталог статей

Ким Наталья Романовна, Жунисова Бахыт Талгатовна

Анализ инвестиционной деятельности по Кызылординской области

В последние годы инвестиционная деятельность в Респубике Казахстан активизируется, но не в том объеме как хотелось бы. Основнями причинами явились жесткие бюджетные ограничения, определившие низкий спрос на инвестиции со стороны государства, и неблагоприятный инвестиционный климат.

Как известно основную долю в инвестициях занимают инвестиции в основной капитал (от 80% до 90%).

Как видно из таблицы 1 инвестиции в основной капитал по Казахстану год за годом равномерно возростают. Наблюдается незначительный скачок  инвестиций в 2004 году (на 123,1%) и в 2005 году (на 134,1%).

Таблица 1 - Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в

                    Республике Казахстан

Инвестиции в основной капитал

млн. тенге

в % к предыдущему году

2003

1327864

116,6

2004

1703684

123,1

2005

2420976

134,1

2006

2824523

111,1

2007

3392122

113,5

2008

4210878

114,8

Далее рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал по регионам Казахстана (таблица 2). Большая доля инвестиций реализована в Атырауской области. На долю этого региона приходится 20% - 30% от общего объема инвестиций по Казахстану.

Объектом исследования нашей статьи является инвестиционная деятельность Кызылординской области. Как видно из таблицы на долю нашего региона приходится незначительный объем инвестиций в основной капитал – от 2,3% до 4,15. т.е. наблюдается недостаточное финансирование капиталовложений.

Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал по регионам Республики

2004

2005

2006

2007

2008

Млн.тн

Доля, %

Млн.тн

Доля, %

Млн.тн

Доля, %

Млн.тн

Доля, %

Млн.тн

Доля, %

Республика Казахстан

1703684

100,00

2420976

100,00

2824523

100,00

3392122

100,00

4210878

100,00

Акмолинская

24428

1,43

38189

1,58

44059

1,56

103071

3,04

142549

3,39

Актюбинская

130987

7,69

184130

7,61

187090

6,62

225176

6,64

287212

6,82

Алматинская

56687

3,33

99501

4,11

112414

3,98

142636

4,20

236717

5,62

Атырауская

447424

26,26

713681

29,48

727635

25,76

764403

22,53

826373

19,62

Восточно-Казахстанская

50748

2,98

82197

3,40

116054

4,11

126537

3,73

161376

3,83

Жамбылская

18062

1,06

22182

0,92

25553

0,90

29940

0,88

123726

2,94

Западно-Казахстанская

89018

5,23

91860

3,79

106626

3,78

186264

5,49

225963

5,37

Карагандинская

96650

5,67

153438

6,34

134157

4,75

151887

4,48

210247

4,99

Костанайская

42582

2,50

56074

2,32

63831

2,26

96419

2,84

108694

2,58

Кызылординская

42900

2,52

61471

2,54

66455

2,35

102934

3,03

172339

4,09

Мангистауская

100518

5,90

143108

5,91

229755

8,13

251416

7,41

383199

9,10

Павлодарская

41213

2,42

64072

2,65

120019

4,25

129981

3,83

148435

3,53

Северо-Казахстанская

18186

1,07

37229

1,54

34328

1,22

37287

1,10

41279

0,98

Южно-Казахстанская

45231

2,65

64939

2,68

84542

2,99

127175

3,75

203213

4,83

г.Астана

220560

12,95

274746

11,35

354583

12,55

424245

12,51

454488

10,79

г.Алматы

278490

16,35

334159

13,80

417421

14,78

492751

14,53

485068

11,52

Рассмотрим источники формирования инвестиций по Кызылординской области (рисунок 1).

Наибольшую долю в источниках формирования инвестиций приходится на собственные средства от 73% до 81%, т.е. за счет средств предприятий, организаций и населения. Следует отметить, что в последний год резко увеличивается статья «Иностранные инвестиции». Если в 2005 году на ее долю приходилось 3,6%, то уже в 2007 году доля увеличилась до 10,3%.

В последнее время инвестиционную стратегию приходиться в основном развивать в направлении привлечения иностранных инвестиций. В связи с этим особо стоит вопрос рационального использования иностранных кредитов с учетом реальных потребностей народного хозяйства и отраслей и регионов в отдельности в источниках финансирования, в новом оборудовании, технологической модернизации.

Структура инвестиций по видам экономической деятельности является отражением проводимой в регионах экономической и инвестиционной политик.

Как видно из таблицы 3 по Кызылординской области инвестиции преимущественно направлены в производственную сферу (промышленность) – 50% - 63% от общего объема инвестиций в основной капитал.

Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал по видам экономической

                     деятельности инвесторов, млн.тенге

2005

2006

2007

Всего

61471

 100,00

66455

100,00

102934

 100,00

в том числе

-

 -

-

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

265

0,43

251

 0,38

627

 0,61

Промышленность

32233

 52,44

41997

63,20

62648

 60,86

Строительство

2050

3,33

3526

 5,31

2802

 2,72

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий

 и предметов личного пользования

444

0,72

954

 1,44

1149

 1,12

Гостиницы и рестораны

20

0,03

223

 0,34

-

Транспорт и связь

1376

2,24

3141

 4,73

2007

 1,95

Финансовая деятельность

91

0,15

188

 0,28

664

 0,65

Операции с недвижимостью, аренда

 и предоставление услуг потребителям

10185

 16,57

8098

12,19

21367

 20,76

Государственное управление

14664

 23,86

7977

12,00

11193

 10,87

Образование

103

0,17

23

 0,03

347

 0,34

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

23

0,04

64

 0,10

129

 0,13

Предоставление коммунальных, социальных

 и персональных услуг

17

0,03

13

 0,02

1

 0,00

Отличительной особенностью Кызылординской области является то, что нефтегазовая промышленность региона является, чуть ли не единственной отраслью, которая осуществляет инвестиции в производственный основной капитал (таблица 4). Доля инвестиций на добычу нефти и газа, предоставление услуг в этих областях составляет в 2005  году – 91,6%, в 2006 году – 92,6% и в 2007 году – 94,9%.

Таблица 4- Инвестиции в основной капитал по отраслям промышленности,

                    млн.тенге

2005

2006

2007

Промышленность - Всего

32233

100,00

41997

100,00

62648

100,00

в том числе

-

 -

-

Горнодобывающая промышленность

31305

 97,12

41183

98,06

61776

 98,61

в том числе

-

 -

-

добыча сырой нефти и природного газа;

предоставление услуг в этих областях

29531

 91,62

38878

92,57

59472

 94,93

добыча урановой и ториевой руд

940

2,92

2015

 4,80

1540

 2,46

добыча металлических руд

627

1,95

218

 0,52

686

 1,10

прочие отрасли горнодобывающей промышленности

207

0,64

72

 0,17

78

 0,12

Обрабатывающая промышленность

852

2,64

772

 1,84

861

 1,37

в том числе

-

 -

-

производство пищевых продуктов, включая напитки и табака

541

1,68

221

 0,53

2

 0,00

текстильное производство

-

 -

2

 0,00

-

 -

производство одежды; выделка и крашение меха

-

 -

5

 0,01

4

 0,01

обработка древесины и производство изделий из дерева

-

 -

41

 0,10

-

 -

издательская и полиграфическая деятельность,

тиражирование записанных носителей информации

25

0,08

3

 0,01

8

 0,01

производство резиновых и пластмассовых изделий

9

0,03

22

 0,05

-

 -

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

42

0,13

28

 0,07

39

 0,06

производств готовых металлических изделий

143

0,44

214

 0,51

331

 0,53

производство изделий медицинской техники,

средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов

1

0,00

2

 0,00

-

 -

производство прочих транспортных средств

91

0,28

234

 0,56

477

 0,76

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

76

0,24

42

 0,10

11

 0,02

в том числе

-

 -

-

Производство и распределение электроэнергии

48

0,15

10

 0,02

-

снабжение паром и горячей водой

-

 -

24

 0,06

11

 0,02

сбор, очистка и распределение воды

28

0,09

8

 0,02

-

В Кызылординской области структура инвестиций является отражением нерациональной отраслевой структуры региона.

В настоящее время Казахстан заинтересован не только в создании новых предприятий, но и в техническом перевооружении и модернизации действующих производств, хотя бы в приоритетных отраслях, сферах и видах деятельности.

Поэтому государство должно не мешать притоку частных иностранных инвестиций и создавать в стране привлекательный инвестиционный климат, оживить инвестиционную деятельность иностранных инвесторов.

Однако государство будет содействовать притоку инвестиций не в любое производство, и только тем проектам, которые: экспортоориентированы, направлены на внедрение высоких технологий, имеют высокую эффективность, обеспечивают быструю окупаемость, являются перспективными и социально-значимыми.