Каталог статей

Ролль О.А.

Совершенствование системы риск–менеджмента в банковской деятельности Республики Казахстан

         Казахстанские коммерческие банки, как субъект рыночной экономики, в своей деятельности неизбежно сталкиваются с риском. Воздействие внутренних и внешних факторов экономической среды, в которой функционируют кредитные институты, непредсказуемость результатов работы банков, заставляет уделять внимание качеству управления риском банковской деятельности. В силу специфики банковского бизнеса, риск является обязательным и непременным условием. Любая банковская операция или в целом составные части банковского дела на практике связаны с угрозами потерь, которые в одних случаях можно предсказать математически, а в других случаях невозможно даже представить. С целью минимизации рисков, сопутствующих банковской деятельности, банки формируют систему управления банковскими рисками.

         Кризис 2008 года, напрямую затронувший казахстанский банковский сектор, действительно обусловил многочисленные изменения в системе риск- менеджмента. При этом основным направлением большинство банков, безусловно, выбрало переход к более консервативной политике, но часть банков, в том числе ряд крупнейших отечественных финансовых институтов, все же взяли курс на качественное улучшение системы риск-менеджмента.

         Последствия  финансового  кризиса  для  Казахстана  выявили  существенные недостатки  в  деятельности  банков –  неэффективный  риск-менеджмент  и недостаточная капитализация.

         Данные  проблемы  характерны  также  для  стран,  банковские  системы

которых   имеют  долгую  историю  своего  развития  и  становления,  ранее считавшихся устойчивыми и жестко регулируемыми. 

         Традиционно для банков основным риском является кредитный. Затем по приоритетности в зависимости от бизнес-профиля идут операционный риск, рыночный, риск ликвидности. Именно кредитный риск нанес один из главных ударов по банкам в период кризиса, и с ним начали бороться в первую очередь. Параллельно многие банки в нашей стране всерьез взялись за работу с операционными рисками и за формирование так называемой риск - культуры.

         В теории есть три стадии внутреннего контроля: предварительный, текущий и последующий. Если система риск - менеджмента плохо работает, то большинство проблем выявляется на стадии последующего контроля, которые обнаруживает служба внутреннего аудита. Риск - менеджеры в равной степени отвечают за предварительный и текущий контроль. Предварительный контроль предполагает выставление определенных стандартов, лимитов, правил, ограничений, полномочий, процедур и т.д. Но в каждом текущем бизнес-процессе, где проходит какая-либо операция, также работает система контроля и взаимных проверок. И именно стадия текущего контроля является самым слабым звеном. Поэтому слаженность работы всех стадий внутреннего контроля в банке зависит от многих факторов, в том числе уровней автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, организационной структуры, системы принятия решения, делегирования полномочий, централизации или децентрализации тех или иных функций, которые в каждом банке построены по-разному. И все проблемы, которые выявляются на этих стадиях, должны анализироваться и оцениваться правильно, чтобы исключить их повторение в будущем.

Если говорить о состоянии риск-менеджмента на сегодняш­ний день, то следует отметить большой разброс по уровню вне­дрения системы риск-менеджмента в коммерческих банках. Чем круп­нее банк, тем более внедрена система риск-менеджмента. Это объясняется, прежде всего, возможностью приобрете­ния готовых программных про­дуктов, разработанных в России, странах Западной Европы и уже максимально учитывающих реко­мендации ВАSЕL II по адекватно­сти капитала и системы риск-менеджмента. Одновре­менно с этим крупные банки создали подразделения, специа­лизирующиеся на управлении разными рисками, например, уп­равление рыночными рисками осуществляется отдельным от кредитных рисков подразделени­ем. За счет узкой специализации методы, применяемые в управ­лении тем или иным риском, по­лучили более глубокую разработ­ку и внедрение. В то же время средние и некрупные банки име­ют возможность создавать более универсальную систему риск-менеджмента и видят рис­ки, стоящие перед банком, бо­лее комплексно, и, следователь­но, выше эффективность управления рисками.

Основной проблемой раз­вития риск-менеджмента является отсутствие единства подходов и требований к нали­чию системы управления рисками. Инструкция о требо­ваниях к наличию систем управ­ления рисками и внутреннего контроля в банках второго уров­ня, утвержденная постановлени­ем Правления Национального Банка Республики Казахстан является ос­новным документом, в соответ­ствии с которым система риск-менеджмента должна быть построена в каждом банке, однако, она ориентиро­вана на опыт, накопленный бан­ками западных стран, что в пер­вую очередь касается наличия статистических баз данных для построения анализа. Ввиду недо­статочности статистических дан­ных, накопленных за слишком короткий период времени суще­ствования большинства казахстанских банков, многие требо­вания остаются не адаптированными для нашей банковской системы. Кроме того, некоторые понятия и требования к системе управления рисками не совсем четко определены и сформулированы, что приводит к их двойной трак­товке и неоднозначности подхо­дов по этим вопросам.

В соответствии с требованиями Национального Банка РК в каждом банке должна быть система внутреннего контроля. Система внутреннего контроля создается для осуществления следующих целей:

1) операционная и финансовая эффективность деятельности банка, что предполагает проверку эффективности и рентабельности управления активами банка и определения вероятности убытков;

2) надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации. Данная цель предполагает проверку составления достоверной и качественной финансовой отчетности, и других финансовых документов, используемых банком при принятии решений;

3) соблюдение требований законодательства Республики Казахстан, что предполагает проверку соблюдения банком законодательства, в том числе нормативных правовых актов уполномоченного органа, а также требований документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка.

Система внутреннего контроля коммерческого банка должна состоять из пяти взаимосвязанных элементов:

1) управленческий контроль;

2) выявление и оценка риска;

3) осуществление контроля и разделение полномочий;

4) информация и взаимодействие;

5) мониторинг и исправление недостатков.

Надлежащее функционирование этих компонентов является важным условием эффективной деятельности банка, работы информационных систем и соблюдения пруденциальных нормативов и иных норм и лимитов банка, установленных Национальным Банком.

         В целом надо отметить несовершенство действующих методов оценки рисков не только в отечественной банковской системе, но также и в развитых странах. Так, начавшаяся на рынке американских ипотечных займов погоня за легкой прибылью не была пресечена современной системой риск - менеджмента и привела в конечном счете к мировому кризису ликвидности. Методика оценки всех видов рисков (процентного, фондового, валютного) подвергается периодическому обновлению и модернизации, однако даже при условии комплексности оценки — использовании сразу нескольких инструментов (GAP, VAR, анализ дюрации, стресс-тестинг), полностью гарантировать защищенность от всякого рода цикличных и не цикличных экономических спадов невозможно. Вместе с тем своевременное обновление методик оценки рисков и модернизация программного обеспечения, посредством которого осуществляется мониторинг, позволяют банкам в определенной степени уменьшить большую часть рисков.

         Банки намерены продолжать развивать систему выявления и управления рисками. Бурный рост в докризисный период привел к тому, что существовавшие прописанные процедуры снижения рисков просто не выполнялись. Банки боялись потерять долю рынка и сосредоточились главным образом на минимизации риска недополучения прибыли. Опасность в том, что разрабатываемые процедуры вновь перестанут соблюдаться, когда ситуация в экономике улучшится.

Огромная работа стоит перед всеми финансовыми института­ми по совершенствованию сис­темы риск-менеджмента. Спектр стоящих вопросов широк, но и результаты, их влияние на раз­работку и исполнение базовых нормативов деятельности финан­совых институтов, объемы сде­лок и объемы инвестирования и в целом на дальнейшее разви­тие и совершенствование финан­совой системы Казахстана слож­но переоценить.

Литература:

1. Василий Калабин \\ Где в банке сидит риск? \\ Журнал «Эксперт Казахстан» - 2010 г.

2. Официальный сайт Национального Банка РК - www.nationalbank.kz

3. Алия Нуртазина\\Риск-менеджмент в банках второго уровня: проблемы и перспективы\\Журнал «Деловой Мир» - 2011 г.