Каталог статей

Есенова Г.Ж., Тлеумбетов Р.

Государственный финансовый контроль в Казахстане.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она (форма) определяет назначение и содержание финансового контроля. Из вышесказанного следует, что содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе [1].

Исследование финансового контроля в условиях нестабильности Казахстанской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение. Заполняя пробелы в праве, законодатели при разработке того или иного правового акта в области финансового контроля должны руководствоваться выводами, основанными на глубоком анализе состояния Казахстанской экономики и лучших достижений правовых наук зарубежных стран.

Хотелось бы отметить, что Казахстан в период с 2006  по настоящее время достаточно активно уделяет огромное внимание вопросам развития финансового контроля, как в целом, так и в частности по «секторам», созданию законодательной основы контроля, созданию новых действующих механизмов государственного финансового контроля [2].

Важной составляющей определения уровня  прозрачности  системы  контроля  исполнения  бюджета является  Индекс  открытости  бюджета  (ИОБ),  в  котором  можно  вычленить  определенные  вопросы, непосредственно связанные с подиндексом открытости системы внешнего финансового контроля.

Индекс открытости бюджета (Open  Budget  Index 10)  –  это  оценка  наличия  ключевых  бюджетных  документов, полноты  их  содержания, уровня  контроля  со стороны законодательной  власти и высших органов финансового  контроля. Этот индекс также предоставляет возможность жителям страны участвовать в бюджетном  процессе. Индекс открытости  бюджета составляется  организацией  «Международное бюджетное партнерство» один раз в два года. Впервые исследование было проведено в 2006 году в 59 странах, в 2008 году – в 85 странах, и 2010 году – в 94 странах мира, включая РК[3].

  Таблица 1 -  Индекс открытости бюджета (Open  Budget  Index 10)

 

  В  2010 году Украина набрала 62 балла из 100 максимально  возможных; по 60  баллов у России и Монголии; 55 баллов получила Грузия, 43 балла – Азербайджан. Индекс открытости бюджета в 2010 году для Казахстана составил 38 баллов, что на 4 балла выше аналогичного показателя 2008 года.

  В вопроснике ИОБ-2010 были определены 14 наиболее актуальных вопросов, которые могут влиять на обеспечение открытости системы  контроля за исполнением бюджета и в целом организации  мониторинга и оценки в сфере государственных финансов. Вместе с вопросами указывается буквенный ответ и дается  вариант,  который  был  выбран  национальным  экспертом  и  согласован  как  с  уполномоченным государственным органом, так и двумя дополнительными независимыми экспертами.

  В целом из 14 вопросов только 5 имеют вариант ответа «А»  - 100% в соответствии с методологией ИОБ; вариант ответа «Б» (67%) приходится на 2 вопроса; вариант «С» (33%) на 2 вопроса и последний вариант «Д» с нулевым значением на 4 вопроса. Таким образом, из возможных 100%  система  контроля  за государственными финансами получает 48%,  что  конечно больше показателя  страны  – 38%, но, всё же, отстает от желаемого уровня соседних стран – России, Монголии и Украины.

Таким образом, инициатива  Международного  бюджетного  партнерства,  составителя  Индекса  открытости  бюджета,  в соответствии  с  разработанной  методологией  определила  уровень  открытости  бюджетной  системы  в Казахстане в 2010 году в 38%; при этом работа Счетного комитета оценивается на уровне 48%, что выше показателя страны, но все-таки ниже, чем показатели России, Украины и Монголии.  

Осуществляемые в настоящее время в Казахстане преобразования в сфере государственного управления направлены на создание эффективного и конкурентоспособного государства, отвечающего современным потребностям общества. В рамках этой парадигмы государственные организации рассматриваются как структуры, оказывающие услуги потребителям. Следовательно, эффективность их работы обеспечивается через повышение качества предоставляемых услуг, расширение их спектра и снижение связанных с этим издержек.

Литература:

1. Рассолов М.М. «Финансовое право» Учебное пособие для вузов.

2. Искакова З.Д. «Финансовый контроль – реальный рычаг управления»// Газета «Казахстанская правда» от 01.04.2010

3. Организация «Международное бюджетное партнерство» (Вашингтон, США) // www.internationalbudget.org и www.openbudgetindex.org.