Каталог статей

Далинчук Наталия Сергеевна

Сущностные характеристики кластера

Хозяйствующий субъект, функционируя в рыночном пространстве, находится в постоянном поиске путей развития и укрепления своей деятельности. Объективным толчком к развитию деятельности является соперничество между хозяйствующими субъектами, а залогом крепких позиций является наличие мощных конкурентных преимуществ субъекта. Создание и наращивание конкурентных преимуществ – это процесс трудоёмкий, затратный и, главное, требующий всестороннего подхода (технические и технологические преимущества, гибкая ценовая политика, особые дизайнерские достижения, прогрессивные инновационные разработки и т. д.).

Новым шагом на пути формирования конкурентных преимуществ и укрепления позиций хозяйствующих субъектов является процесс «кластеризации». Это своего рода симбиоз (взаимовыгодное сотрудничество) конкурирующих бизнес-структур.

Дать кластеру конкретную объемную характеристику очень сложно, поскольку его географические масштабы могут варьироваться от одного города или региона до страны или даже соседствующих стран. Важно отметить, что сложность и глубина кластера определяют различие его форм. Обычно кластеры включа­ют в себя компании готового продукта, или сервисные компа­нии; поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые ин­ституты; фирмы в сопутствующих отраслях. Кроме того, кластеры часто включают в себя также фирмы, работающие в низовых отраслях (т. е. с каналами сбыта или потребителями); производителей по­бочных продуктов; специализированных провайдеров инфра­структуры; правительственные и другие организации, обеспечи­вающие специальное обучение, образование, поступление ин­формации, проведение исследований и предоставляющие тех­ническую поддержку (такие как университеты, структуры для повышения квалификации в свободное время); а также агентст­ва, устанавливающие стандарты. И, наконец, многие кластеры включают в себя торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера.

Типичным является то, что кластеры состоят из соперничаю­щих фирм с одинаковым стилем конкурентного поведения и одинаковыми позициями на рынке. Поэтому не удивительно, что компании, принадлежащие к одной группе, могут быть похожими по ряду позиций: ассортименту продукции; каналам распространения продукции; способам вертикальной интеграции; степени развития; сервису и технической помощи; типу покупателей; интенсивности использования и средствам распростра­нения рекламы; зависимости от использования одинаковых достижений; одинаковому ценовому или качественному диапазону.

При рассмотрении понятия кластера нельзя не брать во внимание его структуру (состав). Надо сказать, что она достаточно сложна и, как правило, основывается на неформальных связях. Структурной единицей кластера выступает фирма или группа сходных фирм. Взаимоотношения в кластере имеют как вертикальную, так и горизонтальную плоскость. Вертикальная плоскость определяет иерархическую цепь связанных выше- и нижестоящих фирм и организаций. В горизонтальной плоскости взаимоотношений находятся отрасли, проходящие через общие каналы связи или производящие побочные продукты или услуги. Дополнительную цепь горизонтальных отношений в кластере образуют факторы производства, технологии, поставки. В структуре кластера выделяют организации, обеспечивающие для него специальные навыки, технологии, информацию, капитал или инфраструктуру, а также любые группы объединений, в которые входят участники кластера. Логичной составляющей кластера являются правительственные или другие законодательные структуры, оказывающие значимое влияние на участников кластера.

Очертания или границы кластера определяются на основе понимания наиболее важных связей и взаимного дополнения между различными отраслями и организациями.

Взаимосвязь и взаимодействие участников кластера определяют каналы движения информационных, ресурсных, денежных, товарных, других потоков. Вертикальные связи определяются, например, через информационные потоки, а горизонтальные связи – через ресурсные потоки.

Кластеры наблюдаются во многих отраслях, как в крупных, так и в более узких областях деятельности, и даже в некоторых локальных видах бизнеса, таких как ресторанное дело, торговля автомобилями, сети антикварных магазинов. Они присутствуют как в крупномасштабной, так и в малой экономике, в городской и сельской области, а также на нескольких уровнях географиче­ского деления. Кластеры наблюдаются как в условиях развитой, так и развивающейся экономики; однако в случае развитой эко­номики кластеры обычно развиты значительно лучше. Границы кластеров достаточно редко подчиняются стандартным систе­мам отраслевой классификации, неспособным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отрас­лями. Кластеры обычно состоят из комбинаций отраслей, вы­пускающих готовый продукт, механизмы, материалы, а отрасли, выполняющие сервисное обслуживание, относятся по класси­фикации к различным категориям. Достаточно часто в них во­влекаются как традиционные отрасли, так и принадлежащие к высоким технологиям [3].

«Кластер – это, прежде всего социальное понятие. Он образуется в сообществе людей, имеющих схожие экономические интересы. Кластер представляет собой способ самоорганизации сообщества для выживания в условиях бескомпромиссной международной конкуренции, когда снижается значение национальных границ как неких экономических регуляторов. Среди экономистов все больше находит признание точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономики того или иного государства. Именно эти регионы начинают определять конкурентоспособность национальной экономики. А те географические точки, где нет кластеров, отходят на второй план и зачастую переживают сильнейшие социальные кризисы» [1]

Процесс эволюции отрасли может привести к созданию или расширению кластеров, которые выходят за отраслевые рамки и являются мощной силой экономического развития. Этот процесс зависит от состояния рыночных отношений, от разнообразия предпринимательской среды, от уровня конкуренции, а также от государственной социально-экономической политики и стратегических направлений ее дальнейшего развития. Благоприятная среда для развития предпринимательства способствует быстрому росту числа конкурентов и интенсивности поиска партнеров по сотрудничеству. Отрасли, производящие конечный продукт, порождают конкурентоспособные поддерживающие предприятия. Кластеры конкурентоспособных отраслей, которые достигают успеха, представляются в виде вертикальной цепи, состоящей из большого числа последовательных ступеней предприятий и поставщиков, обеспечивающих оборудованием и другими специализированными ресурсами. Образование кластеров ускоряет процесс в отдельно взятых отраслях, ведет к всплеску инноваций и укрепляет способность к конкуренции на мировом рынке. В зависимости от изменений внешней среды и рыночной конъюнктуры, кластеры формируются, расширяются, углубляются, а при неблагоприятных условиях могут со временем свертываться и распадаться. Подобная динамичность и гибкость кластеров является еще одним преимуществом по сравнению с другими формами организации экономической системы.

Одним из примеров процесса создания кластеров может служить опыт японской экономики, первоначально основанный на создании системы субподрядных и субконтрактных связей между рядом крупных и сетью средних и малых предприятий. Типичный крупный японский кластер состоит из одного относительно большого головного предприятия, пользующегося услугами двух или трех уровней субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему. Вместо вертикальной интеграции, самостоятельные субподрядчики первого уровня связаны с головным предприятием долгосрочными договорами. Аналогичным образом установлены связи поставщиков первого и последующих уровней. Например, автопромышленный кластер фирмы "Тойота" имеет многоступенчатую сеть из 122 прямых поставщиков и почти 36 тысяч субподрядных малых и средних предприятий. Субподрядчики всех звеньев образуют своего рода клуб с высокими рыночными барьерами для новичков и иностранных конкурентов. Это в значительной мере исключает потенциальную конкуренцию, свойственную свободному рынку, однако чисто ценовые соображения при закупке компонентов способствуют оптимизации производства [2].

Кластерный подход имеет колоссальное значение при развитии малого бизнеса в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции, Процесс объединения в кластеры можно наблюдать в различных развивающихся странах, таких как Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика и др. В Индии действует свыше 2000 кластеров, из которых 388 – промышленных и 1657 – объединяющих ремесленнические предприятия. Кластеры поставляют свыше 60% экспортной продукции Индии, а некоторые крупные кластеры производят до 90% отдельных видов продукции, выпускаемой в стране (производство одежды, ювелирных и кожаных изделий). Индийские малые предприятия стремятся к концентрации вокруг крупных промышленных компаний или в метрополиях, либо в больших городах, где существует огромный потребительский рынок и есть трудовые ресурсы, в сочетании с развитой промышленной и социальной инфраструктурой. Количество малых предприятий, действующих в составе различных кластеров, колеблется от 40-50 до 1700 (в кластере по производству технического оборудования в г. Дели). Особенно эффективны подходы Индийского правительства в стимулировании роста экспортных возможностей кластеров в развитии высокотехнологичных производств и услуг (коммуникационные технологии, программное обеспечение, фармацевтика и др.). Этому способствует государственная техническая политика в сочетании с тесным сотрудничеством центральных правительственных органов с региональными и местными администрациями, заинтересованными в ускоренном экономическом развитии на основе взаимодействия крупных, средних и множества малых предприятий.

Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций вузов и т.д.). Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств с последующей их коммерциализацией за счет высокой эффективности производственно-технологической структуры кластера. Это позволяет участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени.

Наиболее успешные инновационные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши.

В завершении хотелось бы отметить, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Он позволит повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.

Литература

1. Болдырев Н. Откуда к нам придёт экономческий прорыв // «Российская газета»  Федеральный выпуск №3414 от 26 февраля 2004 г. на сайте www.rg.ru

2. Бондаренко В. Малые предприятия в системе кластеров // «Бизнес для всех», №35 (507), www.businesspress.ru

3. Экономические и организационные аспекты формирования региональных кластеров: Монография / Под ре. Е. Э. Смолиной, Ю.И. Трещевского. – Тамбов, 2006. – 191 с.