Каталог статей

Саржанова К.Ш., к.т.н., Рахманова Ж.С., преп. Ергалиева Ж.К.

Развитие инноваций в бизнес-процессах ритейла

Новый этап Казахстанского пути – это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением  общественных благ. Известно, что в настоящее время наиболее актуальным становится вопрос эффективного управления персоналом и деятельностью предприятия, независимо от его размера и формы собственности. Сейчас мы можем с уверенностью заявить, что именно управленческие инновации способствуют ускорению научно-технического прогресса, распространению и реализации в производстве новейших технологий.

Для того чтобы изменения в системе управления персоналом были действительно эффективны, представляется разумным рассматривать систему управления персоналом с точки зрения инновации.

Рассмотрим управление персоналом в ритейле, как в сфере деятельности наиболее близкой к людям, которая нуждается в высокотехнологичном развитии, пожалуй, даже в большей степени, чем, например, в промышленности.

Система управления персоналом является непременной составляющей управления и развития любой организации в ритейле, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли. Являясь, по сути, одной из важнейших подсистем организации, система управления персоналом определяет успех ее развития.

Одной из черт магазина будущего станет, очевидно, резкое сокращение обслуживающего персонала. К этому приведет поголовное использование интернета для предварительного заказа необходимых товаров. Покупатели будут лишь забирать в магазине отобранный дистанционно товар, а значит, у продавца исчезнет потребность во многих позициях в зале. Более того, сократится и число покупателей, лично присутствующих в магазине, ведь многие предпочтут пользоваться специализированной службой доставки. Сейчас по такой схеме в Казахстане уже работают торговые предприятия.

Потребительские модели поведения становятся ключом к управлению персоналом в ритейле. В результате, совместное планирование, когда ритейлеры делятся информацией с поставщиками по всей цепочке поставок, становится нормой.

Современные мировые тенденции во многом не соответствуют казахстанским реалиям, для нашего формирующегося рынка это еще завтрашний день. Информация о дальнейших перспективах розничного бизнеса, представления о текущих мировых тенденциях помогут казахстанскому ритейлу выбрать правильную стратегию развития.

Чтобы как можно лучше понять, что же представляет собой система управления персоналом в ритейле и как добиться наиболее эффективного ее функционирования, необходимо рассматривать ее в непротиворечивом единстве всех подходов к управлению персоналом.

Для эффективного функционирования система управления персоналом в ритейле должна быть построена на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные методы и технологии, соответствующие принципам, лежащим в ее основе, а также не противоречить общей концепции развития организации.

Изменение, усовершенствование системы управления персоналом в ритейле представляет собой сложный процесс, требующий учета многих переменных. При этом само изменение системы управления персоналом целесообразно рассмотреть с точки зрения инновации. Для этого представляется разумным рассмотреть инновацию вообще и особенности инновационного процесса.

Мы можем продемонстривать на отдельном примере одной из организаций, занимающихся ритейлом мобильной электроники от ведущих брендов. Данная компания – это более 50 цифровых магазинов, расположенных в лучших торговых центрах Южно-Казахстанской области, Астаны, Актобе, Кызылорды, Тараза. Для анализа документации менеджмента персонала были рассмотрены следующие документы: должностная инструкция менеджера по продажам салона сотовой связи, стандарты качества взаимодействия с клиентами персонала. А также структура ритейла данной компании. В документации о Компании, указано, что она является лидером по качеству обслуживания клиентов по рейтингу качества обслуживания.

При анализе документации Компании было выявлено:

- в организационной структуре отсутствует иерархия, т.е.  мы можем видеть структурные подразделения, но не можем видеть их подчинение, так статус менеджера находится на одном уровне с региональными директорами, а системный администратор находится  на последнем уровне.

- если говорить об утвержденных стандартах по качеству обслуживания клиентов, то обязательные составляющие стандарта отсутствуют: назначение стандарта, общие положения, сразу идет основная часть. Не выдержаны нормативные требования к структуре и содержанию документа. Не показан алгоритм процессов, т.е. знаем, что делаем, но не знаем как.

 В качестве рекомендаций, мы можем сказать: для эффективной работы салона и самой Компании необходимо учитывать все аспекты управления: организационно-экономический, технико-экономический, социально-психологический, а также педагогический.

 

Литература:

1. Латкин А.Г. Управленческие нововведения. М.: Макс Пресс, 2008

2. CNews.kz  Александр Галиев ИТ-ритейл в Казахстане: все только начинается.