Каталог статей

Евсеева С.А., Ившин И.С.

Стратегия Лесосибирска: маркетинговый подход

Города выступают лидерами как муниципального, так и регионального и в целом федерального развития. Для развития города необходимо инвестиционные ресурсы, которые распределяются по уровням мировой, национальной и местной экономики весьма неравномерно. Город для привлечения ресурсов неизбежно должен подавать и продавать себя как площадку и как инструмент для запуска и реализации наиболее перспективных проектов. Одним из наиболее современных направлений в изучении развития городской среды стал «маркетинг территорий».

Маркетинг территории или маркетинг города — это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория.

Традиционно выделяются четыре больших группы стратегий, нацеленных на привлечение посетителей и резидентов, развитие промышленности или экспорта региональных продуктов. Это стратегии условно могут быть названы: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала.

Целью маркетинга имиджа - создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. Важным показателем положительного имиджа города является качество жизни, которое определяется, в первую очередь, обеспечением различных социальных групп комфортным жильём, наличием общественных оздоровительных, культурных, развлекательных сооружений и т.д. и развитой инфраструктурой – транспортом, образовательными учреждениями. Обычно это - довольно низкозатратная стратегия, так как она не требует радикальных изменений инфраструктуры, формирование других реальных факторов притягательности, а концентрирует усилия преимущественно на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде уже существующих, ранее созданных преимуществ территории. Ведущие инструмент маркетинга имиджа - коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности имеющихся у нее преимуществ.

Маркетинг привлекательности в основном это мероприятия, направленные на повышение притягательности данной территории для человека, ее гуманизацию. Большинство территорий не отказались бы от развития особых черт, гарантирующих конкурентные преимущества в соперничестве территорий. Притягательность территорий для человека может обеспечиваться путем благоустройства береговых линий, создания пешеходных, музейных, исторических или торговых зон, развития архитектуры, культуры, спорта.

Маркетинг инфраструктуры ни самая масштабная деятельность по формированию имиджа территории, ни даже насыщение ее особенными объектами притяжения, включая экзотические, не заменит планомерной работы по обеспечению эффективного функционирования и по развитию территорий в целом.

Маркетинг населения - территории, характеризуемые разным состоянием дел, проблемами и потребностями в сфере занятости, выбирают разные стратегии.

К специфическим инструментам маркетинга территории относятся: выставки, ярмарки, в том числе постоянно действующие; тематические парки; декады, месячники культуры и искусства; гостиничное дело и туризм; конференции, симпозиумы; транспорт, связь, банковская система, налоговая политика; учреждения образования, культуры, здравоохранения и отдыха, спорта.

Объектом исследования является г. Лесосиби́рск — город (с 1975 года) в России, в Красноярском крае. Расположен на берегу реки Енисей в 300 километрах севернее Красноярска и в 40 км от устья Ангары. Площадь города 277 км², население 64,2 тыс. человек (2008). Крупный центр лесопиления и лесохимии. Лесосибирск — удобный транспортный узел.

В городе Лесосибирске активно развивается культура, есть свой театр, 3 музыкальные и 2 художественные школы.

В городе развита образовательная система представленная Лесосибирским филиалом Сибирского государственного технологического университета (ЛфСибГТУ), Лесосибирским педагогическим институтом — филиалом Сибирского федерального университета (ЛПИ  - филиал СФУ) и др.

За Лесосибирском закрепился самосформировавшийся имидж «промышленного города, крупного центра лесопиления и лесохимии».

Для реализации маркетинга территорий г. Лесосибирска проведен SWOT-анализ.

Таблица 1.1 SWOT-анализ города  Лесосибирска

Фактор

Сильные стороны

Слабые стороны

Геополитическое положение, природная среда

§ Мощный транспортный узел, наличие железнодорожных и автомобильных дорого, водного сообщения.

§ Улучшенное состояние атмосферного воздуха относительно крупных промышленных центров(более низкий средне годовой уровень загрязнения воздуха)

§ Неблагоприятный климат

§ Северное, периферийное положение относительно важных центров России

§ Отсутствие подземных водозаборов

§ Отсутствие комплексных очистных сооружений

§ Отсутствие производственных линий по переработке отходов производства

Население

§ Высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень населения

§ Низкая социальная конфликтность населения

§ Более низкая, чем в Красноярске стоимость жизни

§ Узкоспециализированная профессиональная специализация населения

§ Иммиграция наиболее активной и талантливой молодежи в Красноярск

§ Недостаток рабочих мест

§ Большая доля пенсионеров

Пространственная организация, градостроительное регулирование

§ Наличие в структуре города предприятий по переработке и обработке древесины 

§ Наличие свободных земельных участков:

- для жилищной застройки, промышленные территории, коммунально-складские территории

§ Наличие банка данных о свободных производственных площадях

§ Низкое качество и отсутствие системы дифференцирования предоставляемых коммунальных услуг по качеству и цене

§ Отсутствие в требуемом объёме технических и программных материалов для создания градостроительного кадастра

Экономический потенциал

§ Высокий промышленный потенциал

§ Наличие филиалов 6 банков

§ Большое количество сырья для лесоперерабатывающей промышленности

§ Более низкая, по сравнению с Красноярском, арендная плата за использование производственных и жилых помещений

§ Расположенный рядом Красноярск, как привлекательное место для инвестиций

§ Несформированный имидж города как территории, благоприятной для инвестиций

§ Недостаток мощностей для переработки отходов лесопильного производства

§ Удаление от рынков сбыта продукции лесоперерабатывающей промышленности

§ Недостаток энергоресурсов для развития производства

Жилищная сфера

§ Высокая степень обеспеченности жилищного фонда коммунальными сетями

§ Высокий уровень износа жилищного фонда

§ Наличие ветхого и аварийного жилья

Социальная сфера

§ Развитая инфраструктура спортивных учреждений

§ Развитая социальная среда

§ Развитая инфраструктура и хорошее качество средних образовательных учреждений, наличие высших школ

§ Сложившаяся система по подготовке и проведению праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований

§ Сформирована система организации свободного времени горожан

§ Несформированный имидж города, как место привлекательное для жилья и работы

§ Отсутствие эффективной системы решения проблемы безработицы

§ Устаревшая материально-техническая база социальной сферы

§ Необходимость улучшения здоровья матери и ребенка

Инженерная инфраструктура, транспорт и связь

§ Уровень общегородского устройства выше, чем в среднем по краю

§ Устаревшая материально-техническая база

§ Высокая степень износа городских инженерных коммуникаций

§ Малый пассажиропоток на городских маршрутах в связи с большой протяженностью межостановочных интервалов

§ Плохое состояние дорожной сети, малая пропускная способность дорог

Тенденции, создающие благоприятные возможности или потенциальные опасности для развития города Лесосибирска представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Благоприятные возможности и потенциальные опасности развития города Лесосибирска

Сфера

Благоприятные возможности

Потенциальные опасности

Демографические и социальные процессы

§ Высокий потенциал социальной мобильности населения

§ Увеличение транзитных транспортных потоков через город приведет к увеличению уровня преступности и наркомании

§ Естественная убыль

Экономика и региональные контакты

§ Развитие инновационных производств на территории города приведет к увеличению спроса на высококвалифицированные кадры и обеспечит работой молодое поколение горожан

§ Высокий потенциал экономического сотрудничества с Красноярском.

§ Функционирование портов и связанных с ними инфраструктуры нанесет вред экологии

§ Конкуренция, способная привести к повышению стоимости жизни

Туризм, коммуникации, крупные общественные проекты

§ Развитие туризма даст дополнительный источник доходов, рабочие места, приведет к развитию инфраструктуры досуга и сервиса

§ Строительство  автомобильных дорог

§ Развитие туризма приведет к увеличению уровня преступности и наркомании

§ Возрастание транспортных потоков, угроза окружающей среде

Наиболее острые социально – экономические проблемы развития города Лесосибирска:

- дефицит энергетических мощностей тормозит развитие промышленности в целом города, что негативно влияет на уровень занятости населения;

- низкий уровень доходов населения при высоком росте цен;

- общий процесс старения города населения города в связи со снижением рождаемости, естественной убылью и притоком мигрантов пенсионного возраста из прилегающих районов;

- высокая степень ветхого и аварийного жилья;

-дотационный характер городского бюджета и его дефицитность, обуславливает отсутствие в городе бюджета развития, что препятствует экономическому росту и реализации социальных и других проектов.

На данный момент, по результатам проведенного анализа возможно предложить следующие основные цели и направления развития города.

Цели:

1.  Высокий человеческий потенциал и качество жизни;

2. Развитая экономика;

3. Комфортная городская среда.

4. Реализация инвестиционной политики

         Стратегические направления развития города Лесосибирска:

1. Сохранение и развитие человеческого потенциала;

2. Поддержание в условиях кризиса предприятия лесопиления и лесохимии;

3. Устойчивое функционирование городского хозяйства и дорожно-транспортной   инфраструктуры;

4. Охрана окружающей среды и развитие экологической культуры;

5. Реорганизация ветхого жилья

6. Развитие гражданского общества и местного самоуправления;

7. Создание имиджа города привлекательного для жилья и работы.