Каталог статей

Исакова С. А.

Методология и организация учетной политики в соответствии с МСФО

           В связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности необходимо использовать одной учетной политики в качестве базовой при разработке учетной политики для всех организаций, применяющих МСФО или  НСФО (национальные стандарты финансовой отчетности).

         По нашему мнению, принципиальной особенностью МСФО и НСФО 2 является их ориентация на порядок и условия представления информации в финансо вой отчетности.

        Поэтому организация системы бухгалтерско го учета остается за рамками регулирования международных стандартов, и в этом случае организаций должны применять требования, вы текающие из национальных нормативных актов Республики Казахстан, или включать их в состав учетной политики с целью создания единого документа. На наш взгляд, выбор модели ведения уче та и представления отчетности, методы и приемы, способы и показатели, регламентирующие учет элементов и состав ляющие систему, на базе которой формируют ся финансовая отчетность и налоговые расчеты для каждой конкретной организации должны быть разработаны и приняты в основном корпоративном документе организаций, описывающем правила учета и фор мирования финансовой отчетности, – учетной политике. При этом в состав бухгалтерской учетной политики может включаться и налоговая поли тика, положения которой  принимаются и для целей налогообложения, согласно требова ниям нового Налогового кодекса с 2009 года.

         Руководство организации обязано выбрать, разработать и применять учетную политику  таким образом, чтобы финансо вая отчетность организации и учет, на базе которого она составлена, соответствовали всем требованиям каждого применяемого в организации  МСФО или НСФО.

        В случаях, когда МСФО 8 или раздел 10 НСФО 2 не содержат конкретных указаний по учету операции, специалистам организации  следует руковод ствоваться собственным профессиональным суждением для разработки и применения такой учетной политики, которая приводит к появлению информации, отвечающей принци пам новой системы, применяя аналогии и экономическую логику. В этом случае, на наш взгляд, действия специалистов должны быть следующие:

        - изучить концептуальную основу и МСФО (IAS) 1 или соответствующий раздел НСФО 2 с целью определения общих требований к признанию и оценке рассматриваемых статей;

      - применить методологию признания и оцен ки аналогичной статьи, предусмотренной МСФО или интерпретациями;

         -  использовать методологию учетной полити ки, нормативные акты, информацию в про фессиональной литературе и отраслевой практике, если они обеспечивают получение объективной и достоверной информации и не противоречат МСФО или НСФО 2;

        - в пояснительной записке указать причину пред ставления информации, подготовленной с от ступлениями от норм МСФО или НСФО;        

        - получить аудиторский отчет независимого аудитора, подтверждающий достоверность статьи, представленной не в соот ветствии с нормами МСФО или НСФО.

          В этом случае система МСФО предусматривает использование профес сионального суждения.

        Профессиональное суждение базирует ся на знаниях, опыте, квали фикации специалиста и его способности к аналитическому мышлению. В этих случаях специалист должен определить порядок рас суждений и аргументировано обосновать свои действия: как идентифицировать, оце нить, признать в учете и отчетности объект, какую информацию о нем и в каком объеме раскрыть в учетной политике, финансовой от четности и пояснительной записке к ней.

       В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» учетная политика организации должна обеспечивать:

       - полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

       - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

       - большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

       - отражение в бухгалтерском учете факторов фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

       - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

       - рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

      -  причину изменения учетной политики;

      -  содержание изменения учетной политики;

      - порядок отражения последствий изменения  учетной         политики  финансовой отчетности;

       - суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

        - сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности,

        -   до той степени, до которой это практически возможно.

        Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом".

        Таким образом, если бухгалтер, исходя из своего профессионального суждения, утверждает, что последствия изменения учетной политики могут быть оценены "с достаточной надежностью" и представлены в отчетности организации, они представляются ретроспективно, то есть, в этом случае статья "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и связанные с ней статьи (например, "Запасы") подлежат ретроспективной корректировке, начиная с показателей самого раннего периода, представленного в отчетности. Если же, согласно профессиональному суждению бухгалтера, этого сделать нельзя, новые положения учетной политики начинают применяться только к отражению фактов хозяйственной жизни, имевших место после вступления их (изменений) в силу, то есть перспективно, и ретроспективно (задним числом) в отчетности ничего не меняется.

        В результате учетная политика, составлен ная по правилам МСФО или НСФО 2  обеспечивает представление в финансовой отчет ности информации, которая:

       - уместна и своевременно представлена пользо вателям для принятия экономических решений;

       - надежна в том, что отчетность, составленная по правилам учетной политики;

      - достоверно представляет финансовое по ложение, результаты финансовой деятель ности, движение денежных средств и на личие собственного капитала организации;

      - отражает экономическое содержание со бытий и операций, а не только их юри дическую форму, при этом в случае про тиворечий между формой и содержанием приоритетным признается экономическое содержание операций;

     - является нейтральной, то есть свободной от субъективного подхода;

     -  является осмотрительной и полной во всех существенных аспектах, т. е. доходы и стоимость активов не завышены, а рас ходы и обязательства не занижены, при этом уровень существенности выбран и рассчитан достаточно обоснованно по принятой организацией методике.

       Учетную политику, составленную в процес се трансформации и подготовки входящей фи нансовой отчетности необходимо дополнить разделами организации учета, документирова ния и элементами налоговой политики. В резуль тате будет разработана инструкция не только по ведению учета и составлению отчетности, но и документ, подтверждающий особенности налогообложения отдельных операций организации, которые непосредственно связаны с тре бованиями Налогового кодекса РК.

        По нашему мнению, следует учитывать, что МСФО и НСФО рассматривают учетную политику как выбор способов:

      - подготовки финансовой отчетности;

     - представления финансовой отчетности (рас крытие);

     - внесения изменений и дополнений в учетную политику.

         Учетная политика по МФСО и НСФО отличается от учетной политики по КСБУ тем, что она определяет общие принципы и правила составления финансовой отчетности, а не постановки и ведения бухгалтерского учета.

        По нашему мнению, формирование учетной политики организации содержит следующие концептуальные принципы:

        - активы и обязательства юридического лица существуют и рассматриваются обособлен но от активов и обязательств их учредите лей (участников, акционеров), т. е. раздел баланса «Собственный капитал» условно можно считать балансом собственника, а остальные разделы – балансом юридиче ского лица;

      -  непрерывность деятельности юридическо го лица;

      - принятая учетная политика применяется последовательно от одного учетного пе риода к другому, а изменения вносятся в установленном МСФО или НСФО поряд ке, чем достигается сопоставимость пока зателей;

    - для отражения хозяйственных операций применяется принцип начисления.