Каталог статей

Чернышова С. В., Воронько А. И.

Позиционирование инновационного продукта на рынке

Проблема перехода на инновационный путь развития чрезвычайно актуальна для современной Украины. Сырьевая направленность экспорта в структуре отечественной промышленности, позволяют, решать текущие народнохозяйственные задачи, однако в стратегической перспективе именно инновации позволяют повысить производительность труда, эффективность использования ресурсов, создавать новые продукты. Развитие инновационной деятельности даст возможность использовать творческий потенциал научных работников, накопленный в университетах, НИИ, который в настоящее время мало востребован промышленностью. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств. Именно возможность коммерциализации отличает инновации от новаторских идей. Исходя из этого, рассмотрим инновацию как товар, требующий продвижения на рынке.

В инновации, как и в любом другом виде деятельности, не обойтись без таланта и изобретательности. Но когда идея подана, инновация превращается в упорную, сфокусированную, целенаправленную работу, требующую таких качеств, как усердие, упорство и настойчивость. Если этих качеств не хватает, их не удастся компенсировать ни талантом, ни изобретательностью, ни знаниями.[1, 336]. Блестящая новаторская идея так и останется просто идеей, если не получит немедленного применения. Поэтому, еще до начала разработки инновационного продукта следует определить, кому он предназначается, какие потребности он будет удовлетворять и какие проблемы покупателя сможет решить. Ведь намного проще продать товар, действительно необходимый потребителю, чем пытаться сбыть то, что удалось произвести.

Позиционирование инноваций на рынке включают в себя анализ рынка, выбор привлекательных целевых сегментов и способов их обработки. Исследование целевых рынков включает следующие этапы:

- сравнение степени привлекательности различных отраслевых рынков;

- выделение наиболее динамичных рынков;

- обнаружение проблем у участников этих рынков, которые требуют инновационных решений;

- установление контакт с носителями проблем;

- предложение своих инновационных решений заинтересованным лицам.

В Украине среди наиболее привлекательных сегментов рынка для инновационной деятельности выделяют предприятия, занятые в: пищевой промышленности и общественного питания; упаковочной промышленности и полиграфии; микробиологии и фармацевтики; экспорта нефти, газа и металлов; транспорта и складских услуг; тяжелого и транспортного машиностроения; строительства и стройматериалов; по разработке программного обеспечения; оптовой и розничной торговой сети

Таким образом, сначала необходимо очертить границы рынка инновационного изделия – географическую (район города, город, область, регион, комбинация регионов, страна), продуктовую (на какой именно продуктовый рынок вы собираетесь выходить).

Затем проводится отбор реальных конкурентов на выбранном рынке. Изучение их сильных и слабых сторон позволит выявить конкурентные преимущества пропозиционируемого инновационного товара, с помощью которых производитель сможет выделить свой товар из ему подобных (это может быть низкая цена, высокое качество, более удобный послепродажный сервис и др. – все зависит от потребностей выбранного сегмента рынка). Инструментами изучения могут быть статистические данные либо проведение опросов и наблюдений, с помощью которых можно оценить покупательский потенциал будущих потребителей, выявить их покупательские предпочтения и покупательское поведение (кто и как принимает решение о покупке, когда, где и т.д.); выявить запросы целевого сегмента относительно степени новизны и оригинальности приобретаемого продукта; определить, насколько близко к предпочтениям покупателей находится пропозиционируемый товар и товары конкурентов, как приблизить его характеристики к предпочтениям покупателей в большей мере, чем конкуренты.

Важным моментом является выбор маркетинговой стратегии, в рамках которой принимается решение о количестве продаж и способе обработки целевого рынка (работать со всеми сегментами сразу или предпочесть один из них, наиболее близко соответствующий конкурентным преимуществам).

Кроме того, современный инновационный продукт, помимо конкретных пожеланий покупателя, должен отвечать следующим критериям:

- быть наукоемким;

- располагать сертификатами соответствия украинским, зарубежным и международным стандартам (ГОСТ, ISO, МЭК, EN, DIN и др.);

- отвечать экологическим требованиям;

- быть общественно полезным;

- хорошо сочетаться с физическими параметрами человека, быть удобным в обращении (эргономичность);

- обладать надежностью в эксплуатации;

- иметь налаженный предпродажный и послепродажный сервис;

Подводя итог, следует отметить, что именно такой подход к пропозиционированию инновационного товара на рынке позволяет сделать усилия по сбыту ненужными, то есть такой товар будет рекламировать, а следовательно и продавать сам себя.

Литература:

1. Питер Ф Друкер .Энциклопедия менеджмента. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильямс", 2004. — 432 с.

2. Козлов А.В., Быстров В.Ф., Карасев И.П., Мальков В.А. Руководство для менеджеров инновационных МСП. СПб.: РИКОН. 2004, 100 с.