Каталог статей

Абдыкеева Ширин Суюнбаевна, Иманбеков Сейитбек Толомушевич

Оценка экономического ущерба при чрезвычайных ситуациях

Теоретические и практические вопросы, связанные с оценкой экономического ущерба, ее определением и содержанием являются весьма актуальными в условиях обострившихся экологических проблем в современных условиях по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.

         Угроза для жизнедеятельности человека  от природных и техногенных опасностей реализуется в виде негативных воздействий, которые могут привести к стихийным бедствиям на некоторых территориях, авариям и катастрофам на объектах техносферы. Эти события связаны с ущербом, а в качественном отношении с ЧС природного, техногенного, биолого-социального и экологического характера на некоторой территории [1]. Последствиями этих ЧС являются:

  • сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;
  • выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
  • потери объектов социально-культурной сферы;
  • сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
  • снижение уровня жизни населения;
  • косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
  • расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т. п.

В общем случае воздействия природных и техногенных ЧС могут привести к следующей цепочке: последствия - потери - ущерб - возмещение. Качественное соотношение между элементами цепочки показано на рис. 1 [2].

Потери - часть последствий, которые связаны с негативными изменениями в основных сферах жизнедеятельности государства. Этот термин имеет и более узкий смысл, когда под потерями - санитарными и безвозвратными - подразумеваются жертвы чрезвычайных ситуаций.

Ущерб - это результат негативного изменения вследствие каких-то событий, явлений, действий состояния объектов, выражающийся в нарушении их целостности или ухудшении других свойств; фактические или возможные социальные и экономические потери (отклонение здоровья человека от среднестатистического значения, т.е. его болезнь или даже смерть; нарушение процесса нормальной хозяйственной деятельности; утрата того или иного вида собственности, других материальных, культурных, исторических или природных ценностей и т.д.) и/или ухудшение природной среды или в окружающей человека среде.

Рис.1. Соотношение между натуральными и экономическими
последствиями чрезвычайных ситуаций

                  

         Оценка ущерба заключается в определении его величины в натуральном или денежном выражении (экономическая оценка ущерба).

         При рассмотрении последствий чрезвычайных ситуаций различают следующие виды ущерба:         

- прямой;

- косвенный;

- полный.

К прямому экономическому ущербу от какого-либо воздействия относятся выраженные в стоимостной форме затраты, потери и убытки, обусловленные именно этим воздействием в данное время и в данном конкретном месте. Это единовременные затраты, направленные на проведение спасательных работ; затраты по эвакуации, временному размещению, переселению людей из зоны бедствия, оказанию им срочной медицинской помощи; единовременные выплаты пострадавшим и их семьям; стоимость разрушенных или нарушенных природных ресурсов; остаточная стоимость всего движимого и недвижимого имущества (жилищного фонда, коммунально-бытовой инфраструктуры, коммуникаций, товаров и нереализованной продукции, основных и оборотных фондов предприятий всех форм собственности). Таким образом, под прямым ущербом в результате чрезвычайных ситуаций понимаются потери и убытки всех представляющих интерес для жизнедеятельности человека объектов, которые попали в зону действия поражающих и вредных факторов опасного природного или техногенного явления.

К косвенному экономическому убытку от какого-то действия относятся вынужденные затраты, потери, убытки, обусловленные вторичными эффектами (действиями или бездействиями, порожденными первичным действием) природного, техногенного или террористического характера.

Главными составляющими косвенного экономического ущерба являются:

- косвенный ущерб для самого юридического и физического лица;

- упущенная им выгода в связи с прекращением или приостановкой деятельности, утрата нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерской документации, утрата технической, экономической, научной документации, программно-математического обеспечения ЭВМ и т.д.;

- категория лица, претендующего на возмещение ущерба;

- участие этого лица в формировании фонда возмещения;

- реальная экономическая ситуация (наличие средств в фонде возмещения);

- потеря товарного вида;

- моральный ущерб;

- ущерб у смежников;

- народнохозяйственный ущерб.

Полный ущерб является суммой прямого и косвенного ущербов, а также затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварии. Он определяется на конкретный момент времени и является промежуточным.

Расчетные зависимости можно представить формулой:

U = Up + (A * Uk) ,                                          (1)

где Aкоэффициент приведения разновременных затрат (коэффициент дисконтирования);

U - экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций;

Up - прямой экономический ущерб;

Ukкосвенный экономический ущерб.

Возникновение долговременных потерь от чрезвычайных ситуаций в значительной степени зависит от состояния мобильности национальной экономики. Для состояния экономического кризиса вероятность увеличения долговременности последствий возрастает, поэтому для таких стран как Кыргызстан расчет дисконтированного ущерба весьма актуален. Дисконтированные оценки должны отражать стоимость будущих потерь сегодня.

Полный ущерб Vk с учётом дисконтирования [3] можно рассчитать по следующей формуле:

Vk =  (Vkr  / (1 + t)r ,                            (2)

где t - ставка дисконтирования;

R - жизненный цикл ликвидации последствий;

 k -  год чрезвычайной ситуации.

Анализ и прогнозирование экономического ущерба  от чрезвычайной ситуации осуществляется с разными целями и для решения самых различных прикладных задач, в том числе, как для научно-исследовательских целей, так и для обоснования практических решений, принимаемых при обосновании и осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайной ситуации, при выделении на эти цели соответствующих ассигнований.

К числу основных практических задач, использующих результаты анализа и прогнозирования экономического ущерба от чрезвычайной ситуации, относятся:

- обоснование ассигнований бюджетов всех уровней, а также средств из внебюджетных источников на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

- обоснование   инвестиционных   проектов   по   предупреждению чрезвычайной ситуации;

- лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование рисков гражданской ответственности; возмещение ущерба вследствие чрезвычайной ситуации;

- обоснование любых инвестиционных проектов в части учета в них рисков чрезвычайной ситуации; и т.д.

Следует учесть, что результаты оценки ущерба (фактического или прогнозируемого) при решении различных практических задач могут заметно различаться в силу несовпадения целей оценки ущерба, методических особенностей учета или не учета отдельных составляющих экономического ущерба - прямого и косвенного.

Государственный статистический учет чрезвычайных ситуаций должен осуществляться на основе первичной информации, т.е. информации, формируемой на уровне «первичного звена» - организаций (предприятий) и муниципальных органов власти, а так же дополняться:

- данными ведомственного статистического учета и анализа;

- результатами научно-исследовательских прогнозно-аналитических разработок;

- материалами частного и выборочного характера, полученными в процессе осуществления лицензирования, страхования, разработки инвестиционных проектов, бизнес-планов и т.д.

Литература:

1. Постановление Правительства Кыргызской Республики № 702 от 29 ноября 2000 года «Классификация чрезвычайных ситуаций и критерии их оценки».

2. В.А. Акимов, В.В. Лесных, Н.Н. Радаев. Основы анализа и управления рисками в природной и техногенной сферах. М.: Деловой экспресс, 2004. - 352 с.

         3. Иманбеков С.Т., Бозов К.Д. Управление рисками в инженерных системах. - Бишкек: КРСУ, 2011. - 185 с.