Швайко И.Г. Маркетинг |
Личностные и психологические факторыСуществует четыре группы факторов, которые оказывают прямое воздействие на покупательское поведение: личностные, психологические, социальные и культурные. Остановимся на подробном рассмотрении первых двух. К личностным факторам относятся: возраст, пол, доход человека, стадия жизненного цикла семьи, национальность, профессия, стиль жизни, тип личности и т. д. Под стилем жизни понимаются жизненные стереотипы человека (его интересы, убеждения, собственные мнения). Порой достаточно трудно маркетологам изучить данный фактор. Для этого специально разрабатываются специальные маркетинговые программы, в рамках которых проводятся исследования. Человек – это личность, поэтому на протяжении относительно длинного интервала времени его реакции на воздействие внешней среды практически постоянны. Тип личности характеризуют такие черты, как уверенность в себе, независимость, социальность, активность (либо пассивность) поведения, адаптивность и т. д. К психологическим факторам относятся: мотивация человеческого поведения, восприятие окружающего мира. Изучение мотиваций (или побуждений) необходимо, так как именно это побуждает человека совершить покупку. При исследовании мотивов поведения человека применяется мотивационный анализ, основанный на теории З. Фрейда и А. Маслоу. З. Фрейд изучал процесс принятия решений о покупке потребителем. Считал, что важные потребительские мотивы заложены в подсознании и что покупатель не всегда может обосновать тот или иной свой выбор. По З. Фрейду человек с рождения находится под прессом многих желаний, которые он не в состоянии осознать и проконтролировать, т. е. индивидуум никогда до конца не осознает мотивов своего поведения. А. Маслоу в своей теории мотиваций разработал иерархическую систему потребностей и объяснил, почему люди в определенный момент времени имеют разные потребности. Систему потребностей он выстроил по принципу важности:
Человек удовлетворяет потребности по степени их важности. Восприятие – это то, как человек интерпретирует получаемую информацию из вне. Убеждения – это представление человека о чем-либо. Отношения – это различные оценки, чувства по отношению к конкретным предметам и идеям. Басовский Л.Е. Маркетинг | Кушнир И.В. Маркетинг | Михалева Е.П. Маркетинг | Швайко И.Г. Маркетинг |