Инфляция и антиинфляционная политика
Понятие
«инфляция» означает переполнение денежного рынка денежными знаками
сверх действительных потребностей экономики, что ведет к их
обесцениванию.
Инфляция – это понижение
покупательной способности денег из-за роста цен. Однако не всякий рост
цен является инфляцией. При условии повышения покупательной способности
денег из-за снижения общего уровня цен, можно говорить о дефляции.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам.
В условиях инфляции цены, как правило,
повышаются крайне неравномерно: некоторые товары дорожают очень быстро,
цена других товаров (услуг) остается неизменной, а цена третьих может
даже упасть.
Некоторые причины появления инфляции:
- внутренние причины:
а) чрезмерная эмиссия, которая превышает истинную потребность в деньгах национального хозяйства;
б) большие масштабы капитального
строительства, которое отвлекает денежные и материальные ресурсы на
длительный период времени и вызывает сокращение текущего потребления
населения;
в) огромные военные расходы, которые приводят к неэффективному использованию богатства общества;
г) кризис государственных финансов, при
котором происходит значительное превышение расходов государства над
доходами бюджета и растет огромный внутренний государственный долг;
д) необоснованное повышение цен и заработной платы;
- внешние причины:
а) рост цен на мировом рынке, приводящий к подорожанию товаров, экспортируемых и импортируемых каждой страной;
б) структурные мировые кризисы;
в) увеличение внешнего долга;
г) войны, которые сопровождаются сокращением производства и ростом стоимости жизни.
В экономической теории для измерения
инфляции применяют специальный показатель – индекс цен, который равен
соотношению между ценой определенного набора товара («корзины») в
текущем году и ценой корзины в базовом периоде, выраженный в процентах:
Индекс цен = [(Цена корзины в данном периоде) / (Цена корзины в базовом периоде)] ? 100%.
Помимо индекса цен часто используется темп инфляции:
Темп инфляции = [(Индекс цен прошлого года – Индекс цен текущего года) / (Индекс цен текущего года)] ? 100%
Выделяют инфляцию спроса и предложения.
Инфляция спроса становится причиной избытка
денег по отношению к количеству товаров. Характерной чертой является то,
что занятость в данной ситуации полная, так как промышленность
стимулируется.
Инфляция предложения (издержек) вызывается ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства).
В экономической теории выделяют несколько видов инфляции.
В зависимости от темпа инфляции принято выделять следующие ее виды:
- ползучая (умеренная, нормальная).
Для данного типа инфляции характерны относительно невысокие темпы роста
цен, около 5–10% в год. Такого вида инфляция свойственна для
большинства стран с развитой рыночной экономикой. В условиях ползучей
инфляции практически отсутствует риск подписания контрактов в
номинальных ценах, она стимулирует инвестиции в производство, создаются
новые рабочие места, повышается спрос на рабочую силу и увеличивается
занятость;
- галопирующая инфляция –
темп инфляции 10–20% в год. Цены поднимаются стремительно,
скачкообразно. Угроза этого типа инфляции состоит в том, что она
вызывает инфляционные ожидания: контракты привязываются к росту цен,
деньги ускоренно материализуются в товары, растет процентная ставка,
снижается уровень инвестиций. При этом рост цен опережает рост уровня
заработной платы, поэтому снижаются реальные доходы наемных работников;
- гиперинфляция – это
состояние экономики, при котором темпы роста цен превышают 50% в месяц
на протяжении длительного периода времени – полугода или даже более.
Покупательная способность денег резко падает, многие отказываются
принимать их в уплату за продукцию, нарастают объемы бартерных сделок.
Гиперинфляция подрывает основы банковского дела, так как рост цен
непредсказуем и рынок кредитов практически умирает. Многие фирмы
сокращают объемы производства или даже закрывают его. Они обращают
капиталы в более устойчивую валюту и стремятся вывести их из страны за
границу. Это приводит к общему спаду выпуска продукции и снижению объема
валового внутреннего продукта. Такая форма кризиса экономики получил
название стагфляция.
По степени сбалансированности роста цен выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляцию.
При сбалансированной инфляции цены на
различные товары и услуги остаются относительно неизменными по отношению
друг к другу, а при несбалансированной – цены различных товаров и услуг
постоянно изменяются в различных пропорциях по отношению друг к другу.
Также экономисты рассматривают ожидаемую и неожидаемую инфляции.
Ожидаемую инфляцию можно предсказать и
спрогнозировать заранее. Неожидаемая инфляция появляется стихийно,
спрогнозировать ее невозможно.
Инфляция имеет ряд социально-экономических последствий:
- перераспределение доходов:
а) потери несут группы населения с фиксированными доходами (бюджетники, студенты, пенсионеры);
б) выигрывают те категории граждан, которые выпускают продукцию, пользующуюся повышенным спросом;
в) выигрывают люди, взявшие кредит;
- обесценивание сбережений:
а) инфляция подрывает стимулы к накоплению;
б) она снижает реальную стоимость сбережений;
в) инфляция обесценивает амортизационный
фонд предприятий, так как фирмы на текущее потребление отправляют
большую часть прибыли, что подрывает производство;
- социальная нестабильность:
а) рост безработицы;
б) снижение расходов государственного бюджета, направленных на осуществление социальных программ;
в) социальная напряженность в обществе.
С целью ослабления отрицательных последствий инфляционных процессов государство разработало антиинфляционную политику.
Антиинфляционная политика представляет собой осуществление следующих действий:
- борьба с дефицитом бюджета;
- снижение инфляционных ожиданий;
- структурная перестройка национальной экономики;
- установление жестких нормативов на ежегодный прирост денежной массы;
- развитие производства и НТП;
- обеспечение стабильно снижающихся темпов инфляции;
- снижение социальных последствий инфляции посредством:
а) регулирования доходов населения;
б) утверждения предельного уровня цен на некоторые группы товаров;
в) реализации социально-ориентированных программ;
- связывания излишних по отношению к товарной массе денежных средств путем приватизации.
Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория
|