Каталог статей |
Шилибекова У.С., Темiрбек А. Актуальность совершенствования управления индустриально-инновационными проектами в Республике КазахстанВ целях ускорения индустриально-инновационного развития в Казахстане реализуются программы государственной поддержки реального сектора экономики. В настоящее время можно выделить три основных направления поддержки – это улучшение условий ведения бизнеса, развитие образования и науки, финансирование индустриально-инновационного предпринимательства. Развитие экономики на данный момент характеризуется повышенным интересом к совершенствованию индустриально-инновационной составляющей и методам нового управления. В 2003 году в «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» было дано определение «инновации» как результата инновационной деятельности, реализация нового или усовершенствованного продукта или процесса на рынке или в практической деятельности. Учитывая современной этап развития мировой экономики и динамику технологического прогресса, центром деятельности стала необходимость качественно улучшить, усовершенствовать процесс и расширить инновационные методы производства. В связи с этим, актуально акцентировать внимание на совершенствовании менеджмента инновационной составляющей производства.Но для решения данного вопроса требуются новые методы управления, подходы к принятию решений и понимания процессов производства. Для этого целесообразно изучить мировой опыт управления инновационных технологической систем производства и адаптировать их методы в Казахстане. Первую модель, которую мы хотели бы рассмотреть, можно назвать «традиционной» моделью, которая представлена в основном странами евро-атлантического региона. Это модель полного инновационного цикла – от формирования инновационной идеи до массового производства готового продукта. Как правило, эта модель включает в себя все компоненты структуры инновационной системы: фундаментальную и прикладную науку, исследования и разработки (R&D), производство опытного образца и массовое производство, а также различных типов структуры экспертизы, финансирования и воспроизводства кадров. Это национальная инновационная система США, Национальные инновационные системы больших западноевропейских стран, Инновационные системы малых развитых европейских стран и др. Вторая модель инновационного развития значительно отличается от «традиционной» модели и представлена в основном странами Восточной Азии: Японией, Южной Кореей, Гонг-Конгом, Китаем. В Восточно-Азиатском инновационном цикле, как правило, отсутствует компонент фундаментальной и частично даже прикладной науки. Эти инновационные модели, как правило, ориентированы на экспорт высоко-технологической продукции, при этом заимствуя сами технологии у стран «традиционной модели». Другая модель инновационного развития нашла применение в странах, не обладающих значительным потенциалом в области фундаментальной и прикладной науки, странах, где сельское хозяйство по-прежнему играет значительную роль в экономике, не отличающихся богатыми запасами сырья, технологии переработки или продажа которого могли бы стать основой национальной конкурентоспособности и т.д. Вследствие этого в инновационном цикле данных стран отсутствует блок фундаментальной и прикладной науки, а также практически отсутствует высокотехнологический цикл. Как правило, инновационная политика таких стран сосредоточена на заимствовании и распространении, а не на создании новых технологий; на развитии образования в области экономики, менеджмента, социологии и психологии труда, в обучении кадров для финансовой и банковской сфер; в развитии фрагментов легкой промышленности, креативной индустрии и рекреации. Большое внимание уделяется также взращиванию менеджмента для местных представительств крупных транснациональных корпораций, международных банков, международных политических структур и т.д. Однако необходимо отметить, что подобная переориентация инновационного развития с high-tech’a на high-hume позволяет этим странам добиться очень высоких темпов экономического роста. В качестве примеров такой модели инновационного развития можно назвать национальные инновационные системы Тайланда, Турции, Португалии, Чили и Иордании. [2] Казахстан не придерживается к однозначной конкретной зарубежной модели инновационного развития. У Казахстана свой путь, который формируется историческим социально-экономическим укладом, потенциалом экономического развития ближайших соседей, зрелости нашей промышленности. Казахстанская модель инновационного развития строится на пяти подходах: - Повышение координации деятельности всех участников национальной инновационной системы - от институтов инновационного развития до технопарков и инноваторов. - Создание промышленной базы, адекватной мировым реалиям. Основной курс мы взяли на модернизацию отечественной промышленности, которая послужит «маховиком», раскручивающим инновационную активность в стране. - Создание комплекса мер по стимулированию качественного предложения инноваций и формированию инновационной ментальности страны. - Внедрение системы аналитической поддержки. - Создание собственных компетенций. Несмотря на то, что сейчас приоритет отдан трансферту технологий, как наиболее быстрому и эффективному пути модернизации промышленности, государство создает свой научно-технический задел, на основе которого будут создаваться наши собственные инновации. Но в тоже время, Казахстану следует создать отечественную модель инновационного развития, учитывающей разработку технологии и техники, по которым страна в перспективе могла бы занять собственную нишу на мировом рынке. Это утверждение обосновано теорией конкурентных преимуществ Майкла Портера, основная мысль которой заключается в том, что любая страна с примерно одинаковым уровнем развития, располагает определенным, только ей присущим набором преимуществ, таких как: высокий уровень производительности, качество ресурсов, качество товаров и услуг, система управления и др.[3, с.51-72] Государство, ставящее целью высокий уровень производительности и, как следствие, конкурентоспособность, должно создать необходимые условия для развития компаний с высокой производительностью, такие как: качество бизнес среды, инвестиционная поддержка, создание конкурентных преимуществ. Инновационные проекты в Казахстане традиционно позиционируются как перспективные, но пока, несмотря на все инициативы национальных компаний, инновационное развитие страны идет медленными темпами, а выстроенная на основе адаптации западного опыта система внедрения НИОКР в экономику практически не работает. Реализация инновационных проектов в Казахстане обусловлена многими препятствиями, так на начальном этапе реформ, многие механизмы рыночной экономики еще не были созданы, а условия справедливой конкуренции и формирования цен нарушались неконтролируемой монополией некоторых предприятий. Также, многие организации предпочитают проводить инновационное развитие на основе импорта технологии, оборудования, и др., так как отечественная инновационная среда обладает низкой конкурентоспособностью. Основные причины этого: - высокая стоимость отечественных НИОКР, - значительные временные затраты и высокие риски, - низкий уровень качества и конкурентоспособности инноваций. Далее, недостаточное количество профессионалов управления и огромная разница в теоретической подготовке менеджеров проектов в западных странах и в Казахстане усугубляют ситуацию инновационного развития. Низкий уровень оплаты научного труда и недостаточная развитость процессов конкуренции исполнителей и коллективов при распределении финансовых средств в научно-технической сфере являются другой важной проблемой, существенно снижающей эффективность инновационной деятельности страны Отсутствие комплексного, системного подхода к управлению инновационными процессами сдерживает развитие инновационного потенциала страны, не позволяет правильно обозначать приоритеты его дальнейшего развития. Реализация стратегий инновационного развития в стране сталкивается со многими проблемами: низкие объемы финансирования исследований, слабое развития прикладной науки, старение научных кадров и отсутствие притока молодых исследователей, отсутствие благоприятных условий для формирования малых инновационных предприятий, невостребованность отечественных инноваций российскими предприятиями, коррупция при распределении заказов на НИОКР и др. Эти трудности носят системный характер и для их преодоления предлагаются решения, которые определенные структуры крайне медленно осознают их важность, и внутренние особенности инновационной сферы, ее самобытность и ее сопряженность с рыночной экономикой. Для улучшения ситуации в стране необходимо кардинальное преобразование в инновационной среде на основе регулярно проводимых инновационно-технологических прогнозов, использования новых механизмов управления, а также коммерциализации разработок и государственной поддержке.
Литература: 1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы 2. В.М. Сергеев, Е.С. Алексеенкова. Становление государства и модели инновационного развития. Доклад на Кафедральной конференции «Государства и их соперники в мировой политике» Московского государственного института международных отношений МИД России, 17.11.2008 г. Доступно на [сылка более недоступна} 3. Портер М. Международная конкуренция. – М: Международные отношения. 1993, 896с. 4. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева Народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию»// Астана-2009 г. 5. Интернет-ресурс: [сылка более недоступна} 6. В.Л.Попов. Управление инновационными проектами, учебное пособие, / под ред.проф. В.Л. Попова. – Москва: ИНФРА-М 2009. – 336с. 7. А.Исекешев. Инновационным должно стать мышление. Форум «Инновационный Казахстан - взгляд в будущее после 20 лет независимого пути». Доступно на [сылка более недоступна}
|