Каталог статей |
Ахенбах Ю.А. Мониторинг деятельности кластеровКластеризация проявила себя как новый вектор развития мировой хозяйственной системы. К настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 процентов экономик ведущих стран мира. С середины 90-х годов прошлого столетия исследования, посвященные анализу кластерной проблематики, стали широко обсуждаться мировым деловым и научным сообществами, в частности, в рамках Евросоюза, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организации (ВТО). Однако относительно мало исследований отражают уровень распространённости кластеров в экономике стран.Кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на общую экономическую политику государства. Прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием. Во многих организациях, объединенных кластерными технологиями, все большая часть экономического эффекта достигается в результате применения специальных знаний широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. Происходящие в мире процессы кластеризации не могли, естественно, не оказать влияния на экономическую ситуацию в России. По сути, во временном аспекте они совпали с началом радикальных рыночных реформ в нашей стране. Следует, однако, иметь в виду, что еще в самом конце 1980-х годов в Советском Союзе начали складываться два типа кластеров, замыкавшихся на сферу высоких технологий. Так, в области электронной промышленности кластеры образовывались по западному (географическому) образцу: под Москвой (Зеленоград, Калуга), в Воронеже, Ленинграде, Новосибирске, Саратове. К географическому типу кластеров также относятся центры ядерной промышленности – «закрытые города», потерявшие свое первоначальное стратегическое значение, но сохранившие основную технологическую базу. Частично эта база работает на экспорт, изготовляя изотопы для медицины, осуществляя обработку радиоактивных отходов, и т.д. Второй тип кластеров складывался в основном в области оборонного машиностроения и представлял собой не географическое, а «проектное» образование, созданное командно-административным путем, а далее превратившееся в естественную кооперацию сетевого типа. Так, атомная промышленность в СССР была «государством в государстве» и может рассматриваться как специфический кластер, распределенный в пространстве. Такие кластеры обеспечивали высокое качество советского оружия, до сих пор востребованного в мире. В настоящее время на внешний рынок поставляется более 90 процентов продукции кластеров военно-промышленного комплекса России. Их инновационная деятельность также в основном финансируется за счет совместных работ с Индией, Китаем, Израилем. Объем производства гражданской продукции в данных кластерах незначителен. Некоторые эксперты в этой связи полагают, что в случае ухудшения конъюнктуры на мировом рынке вооружений практически все кластеры второго типа обречены на возможное банкротство. В то же время по данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации анализ социально-экономического развития Российской Федерации, особенно в период после кризиса 1998 года, свидетельствует о том, что в стране имеются определенные предпосылки для формирования устойчивых и эффективно работающих структур кластерного типа. Они рассмотрены в приложении Г. Данные свидетельствуют о постепенном формировании в России «плодородной почвы» для становления и развития кластерного подхода к модернизации региональной экономики. Но не стоит забывать, что какими благоприятными не были условия кластеризации экономики, возникают определённые объективные обстоятельства, тормозящие формирование и функционирования кластерных структур в экономике России. К таким проблемам, по мнению специалистов Торгово-промышленной палаты Российской федерации можно отнести следующие: – большой износ основных фондов (тем более, если речь идет о формировании промышленных кластеров). Большая часть технологического оборудования имеет возраст, превышающий 20 лет; – высокие административные барьеры, массовая коррупция бюрократического аппарата; – российский бизнес ещё достаточно далёк от мировых стандартов прозрачности и защиты от недобросовестной конкуренции; – большое количество барьеров и рисков стоит на пути развития малого бизнеса, не обеспечена консолидированная защита его интересов; – недооценка человеческого капитала как решающего фактора производства, главного источника прибавочного продукта; – доминирующая в стране внутренняя производственная территориальная организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность в глобальном рынке; – низкая мобильность населения внутри страны. Кластерные технологии являются одним из самых популярных механизмов в мире в вопросах повышения конкурентоспособности региональных экономик. Россия постепенно включается в мировой опыт кластеризации. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006года № 38-р, одним из путей мобилизации ресурсов в регионах для динамичного экономического роста, повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономике определено производственных кластеров. Для того чтобы оценить уровень, на котором находится формирование кластеров в России, необходимо рассмотреть конкретные регионы, имеющие опыт в данном вопросе. Липецкая область является пионером в привлечении реальных корпоративных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств на территории России. На базе использования продукции Новолипецкого металлургического комбината было осуществлено привлечение итальянских корпораций к созданию в области завода по производству холодильников. Фактически впервые в современной России было развернуто мощное импортозамещающее производство. Развивая производство бытовой техники с привлечением иностранных корпоративных инвестиций, вполне реально ставить задачу о превращении области в крупнейший в Европе центр производства «белой» бытовой техники, отвечающей требованиям европейских и мировых стандартов. С учетом относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы, близости заводов к рынкам стран Восточной Европы, продукция может быть вполне конкурентоспособна на европейских и азиатских рынках (ранее уже высоко оценивших качество советских промышленных холодильников). Таким образом, помимо эффективного решения задач импортозамещения, развитие производства и экспорта «белой» техники на территории области решает задачу преодоления сырьевой направленности экспорта России, как основы экономического роста. Область из поставщика относительно дешевой продукции имеет возможность стать экспортером в страны ближнего и дальнего зарубежья высокотехнологичной современной продукции. Одним из примеров кластерного подхода может служить Республика Саха (Якутия). Для Якутии в кластерном подходе важным является развитие внутреннего рынка, укрепление внутриреспубликанских связей на основе развития дорожно-транспортной инфраструктуры, межхозяйственных связей, совершенствования общественного разделения труда с максимальной реализацией местных ресурсов и возможностей, которые, постепенно расширяясь, будут выходить за пределы опорных «полюсов», распространяясь на все большие ареалы. Особого внимания и поддержки при таком развитии требуют многообразные сферы обслуживания, создающие новые рабочие места, предлагающие инновационные виды обслуживания, развивающие и облагораживающие территорию. В 2006 году в Ростовской области проходил круглый стол, посвящённый перспективам создания в Ростовской области кожевенно-обувного кластера. В заседании приняли участие руководители и ведущие специалисты обувных компаний области: ООО «Легре», торговый дом Аскет, ООО «Нора плюс», ООО «Аструм», ООО «Олди-Дон», компании Пластфактор, Гарант и другие. В основу встречи легла мысль организаторов о том, в регионе есть возможность взаимодействия всех участников процесса – поставщиков, производителей, представителей власти, торговых и сервисных компаний. То есть идея формирования в обувной отрасли кластера актуальна, поскольку это, по мнению участников круглого стола позволит повысить конкурентоспособность территории. Кластерный подход позволит малым и средним предприятиям отрасли успешно конкурировать на внутреннем и на внешнем рынке. Рассмотреть перспективы создания текстильного кластера в Ивановской области. В принципе, данный регион обладает внушительным историческим потенциалом, позволяющим делать увереннее шаги на пути создания текстильного кластера: наличие учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, выпускающих специалистов для текстильной промышленности; высокая концентрация предприятий текстильной промышленности и организаций, связанных с ними; активное взаимодействие банков с организациями текстильной промышленности. Основной идеей создания кластера является формирование добавленной стоимости от переработки хлопкового волокна до прилавка с готовыми изделиями. Особое внимание следует уделить Самарской области, поскольку этот регион располагает возможностями создания и успешного функционирования целого ряда кластеров. Рассмотрим их подробнее, основываясь на данных Агентства экономического развития Самарской области и Второго межрегионального экономического форума «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики. В настоящее время промышленный потенциал Самарской области составляют более 470 крупных и средних предприятий и более 3,5 малых предприятий. Промышленный комплекс области занимает лидирующие позиции в России. По общему объему отгруженных товаров собственного производства область занимает второе ме сто в Приволжском федеральном округе. В производстве таких важнейших видов продукции, как легковые автомобили, подшипники качения, синтетический аммиак и линолеум, регион является российским лидером. Принята «Стратегия социально-экономического развития Самарской об ласти до 2020 года», в основу которой положен кластерный подход. Стратегия определяет развитие сформировавшихся кластеров, создание новых полюсов конку рентоспособности в экономике области. Наглядным прообразом кластерной организации группы предприятий высокотехнологичных отраслей производства считается г. Сосновый бор в Ленинградской области, включающий в себя 29 предприятий и организаций, в числе которых Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова (НИТИ), Федеральный научно-производственный центр «Научно-исследовательский институт комплексных испытаний оптико-электронных приборов и систем», 16 малых предприятий научно-технической сферы и др. По итогам проведенного в ноябре 2005 года конкурса инновационные технико-внедренческие зоны будут созданы в подмосковном Зеленограде (разработка микроэлектроники), Дубне Московской области (разработка ядерных физических технологий), Санкт-Петербурге (разработка информационных технологий) и Томске (разработка новых материалов). Право на создание промышленно-производственных зон получили Татарстан и Липецкая область (производство бытовой электроники совместно с итальянской фирмой «Indesit Сompany»). Причем, проект открытой экономической зоны в Липецкой области предусматривает, что его участниками смогут стать не только многие предприятия Липецкой области, но и прямые конкуренты итальянской компании «Indesit» - «Electrolux» и «LG Electronics». В ряде регионов намечены и начали осуществляться программы создания технопарков, которые в будущем также смогут получить статус особых экономических зон. Воронежская областная Дума первой в России приняла сразу в двух чтениях Закон «О технопарках в Воронежской области». В ходе реализации областного Закона «О технопарках в Воронежской области» планируется создание сети отраслевых технопарков на территории таких крупных промышленных предприятий, НИИ и КБ, вузов, как ОАО «КБХА», ООО НПО «Космос-Нефть-Газ», ВГУ и других. Данные организации станут основой технопарков, при этом будет усилен их инновационный потенциал. А кооперирующимся с ними малым предприятиям это позволит выйти на более высокий экономический и научно-технический уровень. В Московской области отрабатывается программа создания промышленных округов, первым пилотным проектом которой является организация индустриального технопарка в Истринском районе, включая строительство логистических и производственных модулей. Планируется, что технопарк будет построен за 3 года. Таким образом, кластеризация в России приобретает популярность и становится механизмом формирования стратегических устойчивых преимуществ региональных экономики. Немаловажным аспектом является то, инициатива формирования кластеров исходит как от государства, так и от регионов. Подводя итог всему сказанному, необходимо отметить, что в России существует масса предпосылок к успешному использованию кластерных технологий с целью повышения конкурентоспособности экономики на глобальном уровне. Однако нужно принять во внимание проблемы, стоящие на пути кластеризации. Решение этих проблем должно быть последовательным и комплексны. Выделенные проблемы являются системными для российской социально-экономической и промышленной политики, поскольку они мешают не только кластеризации, как конкретному способу модернизации экономики, но и при любом другом подходе могут оказать негативное влияние на общую экономическую и социальную обстановку. В случае применения кластерных технологий, необходимо чётко определить назначение, актуальность, возможности, цели и общую схему кластеризации, выделить те приоритетные направления, которые особенно нуждаются в применении кластерного подхода. Особое внимание следует уделить гармонизации экономических и организационных аспектов формирования и деятельности кластеров. |