Каталог статей

Карапейчик И.Н.

Применение метода аналогий в задачеопределения понятия инновационного потенциала предприятия

Понятие инновационного потенциала предприятия является многоплановым и сложным понятием высокого уровня обобщения. Именно этими обстоятельствами можно объяснить непрекращающиеся в экономической науке до настоящего времени дискуссии вокруг экономического содержания данного понятия и корректного формулирования его определения [1, 2, 3, 4, 5, 6, 9].

Анализ известных подходов к определению понятия инновационного потенциала показывает, что в основе уточнения экономического содержания данного понятия лежит смысловое значение слов, образующих термин "инновационный потенциал" и ассоциируемых с ними, а также вкладываемое в эти слова представителями различных наук и сфер жизнедеятельности человека в разное время значение. Это прежде всего, такие слова, термины и понятия как "potentia" (сила, мощь), потенциал и потенциальная энергия (в физике), "инновационный" и "инновационная деятельность" (в экономической инноватике), , "способность", "возможность", "ресурсы", "мера" (в философии, экономике и обыденной жизни).

Если в качестве первого шага к пониманию сути и формулированию определения понятия инновационного потенциала предприятия такой подход представляется вполне оправданным, то в качестве единственного он выглядит явно недостаточным. В подобных ситуациях наиболее подходящим методом познания является метод аналогий, эффективность применения которого обусловлена, как минимум, выбором аналога (это должны быть понятия, уже утвердившиеся в соответствующих областях науки и строго определенные в них), качеством анализа сходства и различий между оригиналом и аналогом, степенью их подобия, безупречностью логики "вывода" свойств оригинала на основе свойств аналога.

Анализ цитированных выше и многих других публикаций, посвященных проблеме выявления экономического содержания понятия инновационного потенциала, обнаруживает несоблюдение многими авторами указанных требований. При этом для этих публикаций характерно игнорирование опыта собственно экономической науки, которая располагает понятиями, близкими по своему характеру понятию инновационного потенциала, устоявшимися в соответствующих разделах экономики и для которых характерен существенно более глубокий уровень методологической и методической проработки.

К числу таких понятий относится и понятие производственной мощности предприятия, которое в определенном смысле является более простым по отношению к понятию инновационного потенциала и хорошо согласуется с понятием потенциала в философии и физике. Важно и то, что для расчета величины производственной мощности существуют общепринятые методики.

Вместе с тем, анализ экономического содержания данного понятия показывает, что и в этой области имеются трудности, не решенные до настоящего времени. Все это указывает на то, что понятие производственной мощности может служить хорошим аналогом для понятия инновационного потенциала и с точки зрения понимания сути последнего, и с точки зрения потенциальных сложностей на пути решения проблемы уточнения его экономического содержания и измерения в целом.

Рассмотрим следующие формулировки понятия производственной мощности предприятия [7].

1. Производственная мощность (отрасли, предприятия, его подразделения) – это расчетный, максимально возможный объем выпуска продукции в единицу времени при наиболее полном использовании производственного оборудования и площадей по прогрессивным нормам, передовой технологии и организации производства.

2. Это максимально возможный объем выпуска продукции за определенный период (обычно за год, месяц) при полном использовании оборудования и производственных площадей на данном предприятии.

3. Это максимально возможный выпуск продукции (за год, сутки, смену) или объем добычи и переработки сырья в номенклатуре и ассортименте. Определяется с учетом полного использования установленного режима работы производственного оборудования и производственных площадей. Величину мощности по выпуску конкретного вида продукции, факторы ее изменения и уровень использования характеризует баланс производственной мощности.

4. Это количество продукции, которое может производить предприятие, исходя из имеющихся средств производства и трудовых ресурсов.

Таким образом, производственная мощность предприятий характеризуют максимально возможный выпуск продукции (т.е. является характеристикой предельных возможностей предприятий по выпуску продукции), рассчитывается для каждого вида (группы видов) продукции раздельно, измеряется в тех же единицах, что и объем выпуска продукции. Очевидно, что такое толкование хорошо согласуется, хотя и не идентично, с понятием потенциала в физике – аналогом, представляющем собой пример строго научного, однозначного определения, общепринятого и давно утвердившегося в науке понятия.

Это позволяет признать в качестве вполне обоснованных по аналогии (с рассмотренными выше понятиями физики и экономики предприятий) определение инновационного потенциала предприятия как способности предприятия к осуществлению инновационной деятельности, причем способности в определенном смысле предельной, максимальной [3, 4].

Различия в существующих определениях производственной мощности определяются, в основном, различием условий, учитываемых при расчете величины производственной мощности. И эти различия кардинально влияют на экономическое содержание данного понятия.

Так, согласно первому определению производственные мощности характеризуют имеющиеся на предприятии ОПФ при наилучшем (с точки зрения современной науки, техники и передового практического опыта) использовании. Согласно второму и третьему определениям – возможности ОПФ при существующих на предприятии организации производства и практике хозяйствования в целом. Согласно четвертому определению производственные мощности характеризуют не только ОПФ, но и имеющиеся на предприятии материальные и трудовые ресурсы (т.е. возможности ОПФ предприятия с учетом имеющихся ресурсов). Именно благодаря учету различных факторов и условий в экономике предприятия введены и применяются различные модификации понятия производственной мощности: установленные, действующие мощности, мощности на балансе предприятия, фактические, плановые и др. [8].

Очевидно из математических соображений, что величина производственной мощности, определенная, исходя из имеющихся на предприятии ОПФ и условия о наилучшем способе их использования, будет оценкой сверху производственным мощностям, исчисленным с учетом других факторов. Оставляя за рамками данного обсуждения вопрос о том, какое определение лучше, отметим, что каждая из разновидностей понятия производственной мощности и соответствующие им показатели находят свое применение в тех или иных задачах управления предприятием. Данное обстоятельство говорит в пользу целесообразности существования всех указанных разновидностей данного понятия.

По аналогии с понятием производственной мощности предприятия понятие инновационного потенциала, рассматриваемое как характеристика неких предельных возможностей предприятия в осуществлении инновационной деятельности, допускает различные вариации в определении и, в дальнейшем, в измерении, которые могут быть обусловлены следующими причинами:

· определением того, что считать инновационной деятельностью (понятие, которое также остается дискуссионным в экономике инноваций);

· спецификацией результатов инновационной деятельности (также нерешенный методологический вопрос экономической теории);

· выбором единиц измерения результатов инновационной деятельности (один из наименее изученных вопросов экономики инноваций);

· учетом условий (факторов), учитываемых при определении данного понятия.

Однако, представляет очевидным, что в вершине иерархии толкований сути понятия инновационного потенциала предприятия должно стоять определение, характеризующее наиболее общие, фундаментальные свойства (возможности) предприятия как субъекта, осуществляющего инновационную деятельность, определяемые состоянием самого предприятия.

Литература:

1. Ганиева А.К. Инновационный потенциал предприятия: анализ структуры и методические подходы к оценке / Ганиева А.К. // Економічний простір, 2008. – № 10. – С. 177-183.

2. Гончаров В.Н. Характеристика инновационного потенциала предприятия в контексте стратегического управления / Гончаров В.Н., Иванова Е.В. // Наукові праці ДонНТУ. Серія економічна. – 2004. – Вип. 76. – С. 112-119.

3. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайников, О.И. Летунова. – М.: "Издательство Машиностроение-1", 2007. – 284 с.

4. Кравченко С.И. Исследование сущности инновационного потенциала / Кравченко С.И., Кладченко И.С. // Наукові праці ДонДТУ. Серія економічна. – Донецьк, 2003. – Вип. 68. – С. 88-96.

5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент / Морозов Ю.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.

6. Савчук А.В. Теоретические основы анализа инновационных процессов в промышленности / Савчук А.В. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 2003. – 448 с.

7. Толковый словарь русского языка на slovarus.ru : электронный ресурс. – Режим доступа :

[сылка более недоступна}

8. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебник / Скляренко В.К., Прудников В.М. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 528 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник / Фатхутдинов Р.А. – 4-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 400 с.