Каталог статей |
Коровин Евгений Геннадьевич Теоретические основы управления финансовыми ресурсами логистических системЛогистические системы на макро-, мезо- микроуровне отличаются многозвенностью и сложным взаимодействием различного вида потоков. В теоретических исследованиях и практическом применении принципов логистики в отраслях материального производства и сферы услуг первоочередное внимание уделяется материальному потоку как главному объекту исследования в логистике, а также информационному, а в последние годы сервисному потоку.Менее исследованным является финансовый поток, несмотря на то, что практически ни один другой экономический поток не может быть реализован, если нет финансового потока, который должен занимать особое место среди других потоков в логистике. Проведенные в последние годы научные исследования, посвященные финансовому потоку, таких ученых как Бутрин А.Г. [1], Моисеева Н.К.[4] и других акцентировали внимание на финансовой стороне логистических процессов и создали основы финансовой логистики. Ковалев В.В. рассматривает роль денежных потоков в системе платежно-расчетных отношений и в моделях оценки фирмы, ее активов и обязательств, что в большей степени относится к одному из важнейших разделов финансового менеджмента – аналитическому обоснованию решений по управлению денежными потоками [2]. Однако в условиях экономического кризиса и при разработке антикризисных мер по обеспечению стабилизации функционирования логистических систем необходимо дальнейшее развитие теоретических и концептуальных основ финансовой логистики, а также банковской логистики, т.к. банки опосредуют, по сути, все финансовые операции предприятий различных организационно-правовых форм при реализации ими снабженческо-сбытовых функций как базовых функций логистики. Прежде чем реализовывать финансовые потоки, необходимо выделить комплекс логистических задач, которые решаются с помощью методов оптимизации в зависимости от базисных функциональных областей в логистике: закупка (снабжение), производство, распределение (дистрибьюция, сбыт). Отдельно обозначаются ключевые направления логистического управления, в частности, в области финансов к ним относятся [3]: управление оборотным капиталом; составление бюджета долгосрочных расходов; оптимизация инвестиционного портфеля; выбор объектов для инвестирования. Для каждого из перечисленных направлений выбирается свой критерий, например, для составления бюджета – максимизация чистого дисконтированного дохода; для оптимизации инвестиционного портфеля – минимизация риска за получение целевой нормы прибыли. Источники финансовых ресурсов, обеспечивающих логистические системы различного уровня (по признаку отношения к собственности), подразделяются на такие виды как собственные, привлеченные и заемные [4]. Перечисленные виды источников финансирования достаточно подробно представлены в литературе по финансовому менеджменту. Менее изученным является такой источник как венчурный капитал. Представим возможности и предпосылки его применения в логистических системах. Формирование капитала венчурных фирм происходит за счет крупных коммерческих организаций. Государственная поддержка обеспечивается путем создания условий для развития рынка рискового капитала, например, предоставления налоговых льгот, лизинга оборудования, неиспользуемых производственных площадей на государственных предприятиях. Помимо самостоятельных специализированных венчурных фирм представляет интерес внутренний венчур, то есть небольшие научные подразделения (венчурные группы), создаваемые в ряде компаний, в том числе, в логистических, и состоящие из специалистов разных профессий. Основное назначение таких венчурных групп – решение сложных научно-технических задач, осуществление разработки новой продукции или услуг по полному циклу их планирования и проектирования (поиск и оценка предпринимательской идеи, концептуальная проработка продукта, НИОКР и изготовление опытного образца, пробный выход на рынок, коммерциализация нового продукта). После решения этих задач венчурная группа может быть расформирована. Опыт развитых в рыночном отношении стран показывает положительные результаты внутренних венчурных групп, которые охотно финансируются крупными компаниями. Рассмотрим, какие предпосылки должны иметь место на предприятиях и в организациях, использующих логистику, для создания венчурных групп. Прежде всего, предприятия должны располагать финансовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами, опытно-экспериментальной базой, свободными производственными площадями, проведением поисковых научных исследований и технических разработок. Далее необходимо создать заинтересованность руководства предприятия в создании венчурных групп, обеспечивающих эффективную поисковую работу. Сложным организационно-экономическим вопросом является в этом случае разделение полномочий руководства компании и венчурной группы по использованию венчурного фонда и финансового результата. Приведем один из предлагаемых вариантов решения этих вопросов. Если в создании венчурных групп или малых венчурных предприятий участвуют хозяйственные ассоциации, то дирекция ассоциации является распорядителем венчурного фонда. Венчурным группам предоставляются первоначальный капитал, консультации по правовым и экономическим вопросам. Кроме того, при необходимости, им оказываются помощь в конструкторских работах, изготовлении специализированного оборудования, предоставлении свободных производственных площадей, логистические услуги (приобретение материально-технических ресурсов, транспортировка, сбыт). Конечный результат венчурных групп – доля в прибыли – определяется пропорционально вкладу (степени участия) сторон в реализацию логистического проекта. Мотивация деятельности венчурных групп заключается в том, что поиск и апробация научно-технических разработок способствуют, например, выходу компании на мировой рынок, обеспечению лидирующего положения компании на региональном рынке, в отрасли, повышению конкурентоспособности компании и выпускаемой ею продукции (оказанию услуг), созданию новых рыночных ниш, особенно по наукоемким изделиям. Применительно к логистическим система венчурные группы могут решать такие задачи как разработка аналитических методов и моделей управления интегрированными потоками в цепях поставок; решение транспортной задачи в снабжении для конкретного предприятия – определение объемов отправок от каждого поставщика для минимизации общих издержек на закупку и транспортировку; исследование факторов, влияющих на величину логистических издержек на основе диагностики управления фирмой; распределение затрат по логистическим подразделениям, формирование оптимальных схем расчетов с поставщиками и потребителями и т.д. Таким образом, развитие теоретических положений финансовой логистики послужит основой для разработки рациональных, с точки зрения управления экономическими потоками, решений, направленных на стабилизацию функционирования логистических систем в условиях выхода из экономического кризиса. Литература: 1. Бутрин А.Г. Логистика для финансового директора: учебное пособие / Под ред. А.Г. Бутрина. Челябинск: 2009. – 180 с. ISBN 978-5-903618-17-0. 2. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практ. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 336 с. ISBN 978-5-482-01899-6. 3. Лукьянов А.А. К вопросу о классификации логистических задач Логистика: современные тенденции развития: VIII Международная научно-практическая конференция 16, 17 апреля 2009 г.: Тез. докл. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др.]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – 352 с. (С. 175-178). ISBN 978-5-88996-916-7. 4. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-16-003146-0. |