Каталог статей |
Пахомова Алла Викторовна, Одинцова Татьяна Николаевна Коммерческий расчет на основе трансфертных цен в логистических системахРеализация экономических потоков в логистических системах (ЛС) строится на хозяйственных отношениях между отдельными звеньями системы (подразделениями) и может основываться на условно-расчётных (трансфертных) ценах, которые отражают переход продукта в границах собственности одной компании. Такие цены устанавливаются в рамках единой политики ценообразования, разрабатываемой высшим руководством фирмы. Отношения в рамках внутрифирменного расчёта отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех стадиях логистического процесса, например, при производстве конечного продукта (минимизации общих логистических издержек). В соответствии с этим строится система внутрикорпорационных цен, отчислений и платежей, которые выступают как воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в фирму предприятий и, следовательно, выполняют роль регулятора логистических операций в ЛС и в цепях поставок [3].Коммерческий и внутрифирменный расчёт представляют собой единую систему расчёта, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей логистической системой и её отдельными звеньями. Внутрифирменный расчёт во многом содержит элементы коммерческого расчёта, поскольку он ориентирован на реализацию целей логистической системы. Внутрифирменный расчёт осуществляется в границах единой собственности в компании в отличие от коммерческого расчёта, предполагающего ведение расчётов и отношение между различными собственниками, вступающими в цепь поставок. Поэтому при коммерческом расчёте цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на мировом рынке, а во внутрифирменном расчёте цены устанавливаются исходя из принципов единой политики и стратегии логистической системы и в рамках коммерческого расчёта. Качественно новой чертой внутрифирменного расчёта является распространение его принципов на внешнеэкономическую деятельность логистической системы в условиях глобальной экономики. Внутрифирменные поставки, осуществляемые между расположенными в разных странах филиалами и дочерними компаниями в рамках фирмы, не носят коммерческого характера. Однако такие поставки отражаются в таможенной статистике отдельных стран как экспорт и импорт. Это означает, что они составляют часть общего объёма и структуры международного товарооборота. Одним из менее разработанных в научном плане вопросов экономических отношений в логистической системе является регулирование внутрифирменных хозяйственных связей на основе трансфертных цен. Существующая практика учёта внешнеторговых операций не позволяет выделить и выразить количественно те связи, которые осуществляются в рамках внутрифирменного обмена и, по существу не относятся к международному товарообороту, так как реализуют иные по своей природе хозяйственные взаимоотношения, нежели товарные. Такая особенность внешнеторгового учёта затушевывает реально развивающиеся процессы, имеющие различный характер. Для этого используется вся совокупность экономических рычагов и инструментов в рамках единой хозяйственной политики. Поэтому представляет интерес рассмотрение практики применения цены и ценообразования, распределения и перераспределения прибыли. Среди различных рычагов экономического механизма управления логистической системой центральное место принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности такой системы [1]. На процесс ценообразования влияет множество факторов. Маркетинговые цели и издержки фирмы являются лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары и услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Для условий России особое значение имеет ценообразование с учётом географического принципа, который предполагает установление фирмой разных цен для потребителей в различных частях страны. Процесс формирования рыночных цен на товары включает ряд этапов: постановку задач ценообразования, определение спроса, оценку издержек, проведение анализа цен и товаров конкурентов, выбор метода установления цен, определение окончательной цены и правил её будущих изменений, учёт мер государственного регулирования цен [2]. В соответствии с этим рыночные цены на большинство товаров обращающихся на мировом рынке, не устанавливаются в результате стихийной ценовой конкуренции, а формируются исходя из согласованной производственной и рыночной политики нескольких ведущих фирм отрасли. Это достигается регулированием объёмов производства, степени загрузки производственных мощностей, новыми капиталовложениями в рамках отдельных компаний и по отрасли в целом, что позволяет сохранять относительную стабильность рыночных цен на конечную продукцию и поддерживать единые цены на однотипную и аналогичную продукцию на мировом рынке. Поскольку внутрифирменный расчёт направлен на повышение глобальной эффективности деятельности фирмы, трансфертные цены используются как экономический рычаг в реализации функции планирования и контроля и выступают важнейшим элементом экономической политики. Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутрифирменные хозяйственные связи, осуществляемые на основе специализации и кооперирования производства; реализации намеченных планом объёмов и структуры производства; обеспечения необходимым сырьём, материалами, компонентами родственных компаний в рамках единого технологического цикла; обеспечения надлежащего качества поставляемой продукции. Как инструмент контроля трансфертные цены обеспечивают достижение плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства на всех этапах производственного цикла. Они также служат инструментом контроля выполнения финансового плана (бюджета) и широко используются в целях распределения ресурсов и прибылей внутри логистической системы. Так же как и цены в коммерческом расчёте, трансфертные цены устанавливаются на основе единой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления логистической системы фирмы. Методология определения уровня трансфертных цен в фирме обычно представляет собой коммерческую тайну и не придаётся гласности. Таким образом, трансфертные цены, применяемые в рамках внутрифирменного хозяйственного расчёта, являются важным инструментом централизованной политики фирмы, направленной на получение устойчивой прибыли в глобальном масштабе. Основная задача совершенствования хозяйственного механизма регулирования взаимодействия по потокам звеньев логистической системы фирмы состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых фирма выполняет возложенные на неё логистические функции на самом высоком уровне. Литература: 1. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практ. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 336 с. 2. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528 с. – (Высшее образование). 3. Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower / Под ред. Дж. Гатторны (ред. Р Огулин, М. Рейнольдс); Пер. с 5-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – XXXIV.
|