Каталог статей

Жаворонкова Ю.В.

Основные этапы разработки финансовой стратегии

Развитие рыночных отношений в отечественной экономике характеризуется динамичностью происходящих изменений, их неустойчивостью и противоречивостью, что порождает многие проблемы в хозяйственной и финансовой деятельности современных предприятий. Хозяйствующие субъекты функционируют в рамках постоянно меняющейся внешней среды, что приводит к возрастанию значимости разработки стратегии деятельности в целях обеспечения конкурентоспособности с учетом многовариантности и нестандартности деловых решений. Для обеспечения коммерческого успеха становится недостаточным оценивать лишь текущее состояние экономики и финансов предприятия. Ключевая роль здесь принадлежит финансовой стратегии, которая определяет не только направления использования финансовых ресурсов предприятия и источники их финансирования, но и в целом возможности его развития, поскольку финансовые ресурсы обладают особенностью непрерывно трансформироваться с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов.

В настоящее время сформировались существенные изменения условий ведения бизнеса в стране, в том числе:

1. Усиление конкурентной борьбы между отдельными предприятиями на товарных рынках, которое было вызвано насыщением рынка товарами, что поспособствовало тому, что во многих сегментах бизнеса сформировался «рынок покупателя».

2. Рост финансовых возможностей окрепшего украинского бизнеса. Для отечественных предприятий характерно увеличение величины привлекаемого собственного и заемного капитала, при этом увеличение собственного капитала происходит преимущественно за счет роста прибыли.

3. Кардинальное изменение отношения к необходимости построения системы стратегического управления бизнесом, одним из основных компонентов которого является финансовая стратегия.

4. Стремление к освоению и внедрению современных методов управления бизнесом.

5. Бурное развитие информационных технологий, позволяющих вывести процесс управления на качественно новую ступень за счет применения современных программных продуктов, в том числе и в области финансового управления. Дальнейшее эффективное ведение хозяйственной деятельности требует разработки парадигмы стратегического конкурентного развития экономических субъектов, основой которой является формирование финансовой стратегии. Рассматривая стратегию как концепцию перспективного развития предприятия, следует отметить, что отличительной чертой современной стратегии является ее ориентированность на создание устойчивых конкурентных преимуществ, для этого конкурентная стратегия должна: определить ведущий тип развиваемых конкурентных преимуществ (минимизация издержек, дифференциация или фокусирование – в формулировках М.Портера); иметь координирующий общекорпоративный характер, т.е. гармонично объединить корпоративные стратегии отдельных стратегических бизнес–единиц; поддерживаться системой функциональных стратегий (маркетинговой, производственной, финансовой, кадровой).

Процесс стратегического управления предполагает следующие этапы: анализ внешней среды и внутренних ресурсов и условий развития компании, результатом которого должно явиться определение ее существующей стратегической позиции; формулирование миссии и выбор долгосрочных целей развития; определение основных стратегических задач; разработка общекорпоративной стратегии; формирование функциональных задач и стратегий; реализация заявленных стратегий и их контроль; мониторинг текущих изменений бизнес–среды и оценка последствий их влияния на решение поставленных задач; принятие решений в части оценки изменения (сохранения) стратегической позиции по отношению к исходной точке планирования, а также дальнейшие действие по корректировке первоначально заявленных целей и т.д.           

Разработка эффективной финансовой стратегии является одной из приоритетных задач управления предприятием. Это является следствием того, что реализация общекорпоративной и функциональных стратегий требует ресурсного обеспечения, возможности и оптимальные пути получения которого могут быть установлены только в рамках финансовой стратегии предприятия.

Рассмотрим основные этапы разработки финансовой стратегии:

1. Стратегический анализ. Включает в себя два основных направления: анализ внешней среды (макро- и микроокружения) компании и анализ внутренних условий и факторов ее развития. Предполагает обязательное выполнение внешнего и внутреннего финансового анализа, который следует рассматривать как процесс идентификации, систематизации и аналитической обработки доступных сведений финансового характера. Завершающим этапом анализа является оценка текущего состояния компании с точки зрения наличия внутренних ресурсов и условий внешней среды, которые могут оказать существенное влияние на ее развитие и изменение конкурентной позиции в перспективе. Проведение такого анализа позволяет сделать выводы относительно: оценки динамики, факторов и рисков развития рассматриваемого сегмента рынка в целом и отдельных основных конкурентов; оценки сильных и слабых сторон компании и определения ключевых факторов, определяющих ее конкурентоспособность; оценки финансово-экономического потенциала компании с позиции развития конкурентных преимуществ.

2. Стратегическое планирование. Ведущей предпосылкой разработки стратегического плана, в том числе и финансового, является формулирование миссии, стратегических целей и задач, отражающих иерархию целей бизнеса экономического субъекта в долгосрочной перспективе. Установленные цели должны отвечать ряду требований: быть ориентированными на достижение заявленной миссии; быть конкретными, поддающимися измерению; иметь согласованный характер и поддерживаться системой непротиворечащих функциональных целей; быть реальными и выполнимыми. В качестве стратегических целей финансово-экономического характера могут выступать следующие ключевые показатели развития: увеличение рыночной стоимости компании; максимизация доли определенного сегмента рынка; максимизация прибыли компании; достижение установленных критериев финансово-имущественного состояния. Постановка функциональных задач позволяет перейти к этапу разработки финансовых планов. Основная цель разработки перспективных финансовых планов - определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения компании; основная цель оперативного и текущего финансового плана – обеспечение ее постоянной платежеспособности.

3. Стратегический финансовый контроль.  Основными задачами процесса контроля являются: определение круга контролируемых критериев и показателей; оценка произошедших изменений и соответствия этих изменений установленным стандартам; выявление причин фактических отклонений; принятие решений в отношении корректировки разработанной стратегии. Особенностью стратегического контроля является получение ответов на следующие вопросы: является ли выбранная финансовая стратегия адекватной по отношению к поставленным стратегическим целям и имеются ли возможности практической реализации принятой стратегии?

Аргументированные ответы позволят своевременно выявить проблемы (или невозможность) осуществления выбранной стратегии и начать поиск новых управленческих решений. Разработка и реализация финансовой стратегии требует наличия эффективной системы финансового управления, обеспечивающей возможность получения достоверной информации, осуществления системного мониторинга, а также своевременного выявления возникающих проблем и оптимальных вариантов их решения. Поэтому построение системы финансового управления, адекватной поставленным стратегическим целям, является одной из самостоятельных задач формирования финансовой стратегии.

Литература:

1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. - 418 с.

2. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: Учеб. пособие. - СПб., 1993.

3. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование /Богомолова В.А., Рейгасс В.Я., Степанова Г.Н. - М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1994. - 35 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 416 с.

5. Экономическая стратегия фирмы /Под ред. А.П. Градова. - СПб.: Специальная литература, 1995. - 414 с.