Каталог статей |
Комбарова Айгуль Маратовна Проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности регионовОпределяя проблемы планирования в бюджетном процессе следует особое внимание уделить вопросам регулирования межбюджетных отношений, а именно бюджетного выравнивания.Бюджетное выравнивание представляет собой перераспределение доходов местных бюджетов в целях достижения стандарстного уровня потребления государственных услуг на всей территории страны [1]. В мировой практике используются различные методы бюджетного выравнивания, одним из которых являются официальные трансферты. В Казахстане размеры официальных трансфретов определяются как разнича между между прогнозными объемами доходов и затрат местных бюджетов [2], формула (1):
где -прогнозные объемы доходов i-ой области, города республиканского значения, столицы;
При получении положительной величины устанавливаются бюджетные изъятия, при отрицательной – субвенции. Расчет текущих затрат региона по каждой функциональной группе осуществляется по формуле (2):
где, - расчетные текщие затраты i-ой области, города республиканского значения, столицы по j-ой функциональной группе;
- количество потребителей услуг i-ой области, города республиканского значения, столицы по j-ой функциональной группе;
При расчете прогнозного объема текущих затрат применяются такие коэффициенты как коэффициент урбанизации, коэффициент дисперсности расселения, коэффициент маштаба, коэффициент возрастной структуры населеня, коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности, коэффициент плотности, коэффициент содержания дорог, коэффициент учета бедности, коэффициент учета продолжительности отопительного сезона, отражающие объективные факторы, которые обуславливают различия в стоимости предоставления услуг. Данная методика отвечает ряду требований и имеет большие приемущества на которых в рамках данной работы останавливаться не будем, а обозначим некоторые прблемы. Неравномерность размещения секторов экономики в стране влечет за собой неравномерность бюджетной обеспеченности регионов, поэтому традициоными донарами (бюджеты, где производятся изъятия) являются Актюбинская, Атырауская, Мангысауская области города Алматы и Астана (рисунок 1).
Рисунок 1. Бюджетные изъятия из местных бюджетов за 2005-2008гг, млн.тенге Источник: Статистический бюллетень Министерства финансов №12 (120), С.68
За 2005-2008 гг. размеры субвенций выросли с 133028 млн.тенге до 449066 млн.тенге или в 3,4 раза[3]. В 2008 году трансфертов в местные бюджеты поступило на 332,9 млрд.тенге больше, чем в 2007 году, в то время как объемы поступлений снизились на 15 млрд.тенге (рисунок 2).
Рисунок 2. Субвенции из республиканского бюджета за 2005-2008 гг. млн.тенге Источник: Статистический бюллетень Министерства финансов №12 (120), С.68
Представленные статистические данные являются ярким подтверждением того фактора, что применяемая методика выравнивания имеет один большой минус – способствует иждивенческому настрою местных бюджетов. Даже имея потенциал увеличения налоговых и неналоговых источников поступлений местным органам власти и управления нет необходимости «разрабатывать» их, потому что существующая методика определения объемов официальных трансфертов не предусматривает учет налогового потенциала региона. Используемые механизмы межбюджетного регулирования, основанные на формальном равестве во взаимоотношениях регионов в центром, приводят к усложнению перераспределительных отношений[4]. На современном этапе возникает объективная необходимость выработки концептуальных подходов в разработке механизмов бюджетного выравнивания. Для этого необходимо: Во – первых, определить цель выравнивания (создание стартовых условий либо достижение единого уровня потребления социальных услуг). Во-вторых, наметить маштабы бюджетного выравнивания. Необходимость определения маштаба выравнивания связана с тем, что перераспределение бюджетных средств богатых территорий в пользу бедных может привести к ослаблению фискальной заинтересованности доноров и усилению иждивенческих намерений у реципиентов[4]. В-третьих, выбрать путь выравнивания: 1) регулирование налогового и доходного потенциала территорий; 2) выравнивание фактического объема бюджетных расходов. В- четветых, определить инструменты выравнивания. В связи с тем, что налоговый потенциал некоторых областей в силу объективных факторов не может обеспечить финансирование единого уровня государственных услуг в качестве основного инструмента бюджетного выравнивания рассматриваются официальные трансферты общего характера [5]. Распределение средств республиканского бюджета должно способствовать выравниванию условий жизни населения в областях и городах республиканского значения. При этом механизм бюджетного выравнивания не должен снижать заинтересованность доноров в наращивании собственной налоговой базы. Для ликвидации встречных финансовых потоков предлагается зачислить на счет бюджетов территории реципиентов корпоративный подоходный налог и налог на добавленную стоимость[6]. Приоритетными направлениями совершенствования методики расчета официальных трансфертов должны стать: - стимулирование регионов в экономическом развитии, расширении налогооблагаемой базы и повышении самостоятельности акимов в решении вопросов социально-экономического развития регионов; - учет численности получателей бюджетных услуг в регионе, факторов, влияющих на изменение расходов в зависимости от специфики того или иного региона (климатические особенности, плотность населения и другие факторы).
Литература
1.Танабаева А.А., отдельные аспекты межбюджетных отношений в Казахстане//Банки Казахстана. - №9 – 2009. С24-29. 2.Методика расчетов трансфертов общего характера, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 599 3. Статистический бюллетень Министерства финансов РК №12 (120), С.68. 4. Исахова П.Б. К вопросу разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений//Қаржы – Қаражат. – 2003. –№1. – С.25-36 5.Исахова П.Б. Жангутина Г.О. Совершенствование механизма выравнивания бюджетной обеспеченности//АльПари. –№1-2. – 2009.– С138-141 6.Бюджетный кодекс Республики Казахстан: Практическое пособие. – Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2008.156с
|