Каталог статей |
Еркимбекулы Р. Проблемы повышения технической оснащенности аграрного сектора экономикиВ 2007 году на казахстанской земле собран рекордный урожай зерновых культур, объем которого в весе после доработки по данным Агентства Республики Казахстан по статистике составил 20,1 млн. тонн при урожайности 13,3 ц/га, что соответственно на 3,6 млн. тонн и 1,6 ц/га больше уровня, достигнутого в 2006 году. Рост производства зерна способствовал
увеличению объемов его реализации и повышению доходности отрасли. В 2007 году
отгружено на экспорт 6,8 млн. тонн зерна. Кроме того, экспортировано около 1,5
млн. тонн муки, что в переводе на зерно составляет 2,1 млн. тонн. Таким
образом, объем экспорта зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте составил за
2007 год 8,9 млн. тонн. При этом объем экспорта зерна по сравнению с уровнем,
достигнутым в 2006 году, возрос на 2,2 млн. тонн (47,6%), муки – на 339,9 тыс.
тонн (30,3%). Сумма экспортной выручки от реализации зерна и муки
прогнозируется на уровне 1542,7 млн. долларов США, что на 801,4млн. долларов
США или в 2,1 раза больше уровня, достигнутого в 2006 году. Изменения в технологии производства, прогрессирующая специализация и концентрация производства в развивающихся сельхозформированиях, количественное и качественное состояние оснащения сельхозоборудованием обуславливают спрос на современную технику и средства механизации сельского хозяйства. В республике имеется 137,2 тысяч гусеничных и колесных тракторов, 45,5 тысяч зерноуборочных комбайнов, 15,2 тысяч жаток, 90,7 тысяч сеялок и другой сельскохозяйственной техники. За последние семь лет (2001-2007) приобретено более 26,5 тысяч основных видов сельскохозяйственной техники. Обеспечение сельскохозяйственной техникой
на лизинговой основе позволило обновить имеющийся парк сельскохозяйственной
техники. Промышленный потенциал регионов республики представлен 120 машиностроительными предприятиями. Из них 50 предприятий выпускают жатки, сеялки, почвообрабатывающие орудия, а также орудия для заготовки кормов, машины для защиты растений и другие сельскохозяйственные машины, оборудование и запасные части, остальные 70 - занимаются ремонтно-восстановительными работами, а также по заказам сельхозтоваропроизводителей имеют возможность изготавливать запасные части к сельскохозяйственной технике. Около 20 предприятий являются производителями конечной продукции. Мощности многих предприятий загружены на 10-15%. Износ основных промышленно-производственных фондов составляет 43-80%, машин и оборудования – до 40%. Технологические процессы и оборудование морально устарели и отстали от передовых. Предприятиями производятся сельскохозяйственные машины устаревших конструкций, отсутствует производство тракторов и комбайнов. Кроме того, у предприятий отсутствуют современные маркетинговые, сбытовые, дилерские и другие службы. Импорт сельскохозяйственных машин, узлов, агрегатов и запасных частей к ним в настоящее время находится на достаточно высоком уровне по отношению к внутреннему производству. С целью снижения зависимости от импорта, отсутствующей в производстве техники, проводится работа по организации совместных сборочных производств на территории Республики Казахстан. Оборот отрасли сельхозмашиностроения находится на очень низком уровне и за последние пять лет (2003-2007) оценивается в 17,6 млрд. тенге. Из них реализация внутри страны составила 15,9 млрд. тенге, экспорт – около 1,7 млрд. тенге. В 2007 году объем производства сельскохозяйственной техники и запасных частей составил 6,7 млрд. тенге: - объем реализации сельскохозяйственных машин и запасных частей на внутреннем рынке - 6,0 млрд. тенге (на 3,3 млрд. тенге больше, чем в прошлом году); -экспорт – 0,7 млрд. тенге. В этой связи создание эффективно функционирующего парка машин и оборудования, позволяющего освоить современные технологии агропромышленного производства, а также эффективных технических средств для производства и переработки сельскохозяйственной продукции на предприятиях отечественного машиностроения является первоочередной задачей. По результатам анализа нынешнего состояния машиностроительной промышленности нами выделены нижеследующие основные проблемы и предложены соответствующие пути их решения. 1. Избыток оборудования и производственных мощностей. Необходимо осуществить соответствующее уменьшение компании путем передачи избыточного оборудования и производственных мощностей, продав их, поставив на консервацию и т. д., а также необходимо реструктуризовать машиностроительный комплекс. 2. Медленная реакция системы разработки и производства на рыночную экономику. Необходимо создать ориентированную на рынок производственную систему путем сбора и анализа рыночной информации и составления планов развития продукции, и т. д. 3. Неэффективность системы производства полного цикла. Необходимо повысить конкурентоспособность по качеству и затратам путем осуществления специализации системы производства и производства соответствующей продукции. 4.Отсутствие международной конкурентоспособности в области технологии и объемов продаж. Необходимо внедрить новые технологии и обеспечить доступ к рынкам через установление связей с международными группами. 5. Несоответствие системы поддержки правительством. Необходимо усовершенствовать законодательство и разработать функции поддержки правительством развития машиностроительной промышленности. Исследования в ходе посещения предприятий показали, что степень функционирования оборудования на более чем 90% машиностроительных производителей равняется 20% или меньше, подводя к выводу, что большинство оборудования и производственных сооружений являются избыточными по отношению к потребностям. Более того, так как это оборудование и сооружения старые (установлены 40-50 лет назад), они не в состоянии производить продукцию, требующуюся современным рынкам. Другими словами, компании не в состоянии производить конкурентную продукцию и осуществлять эффективную производительную деятельность с оборудованием и сооружениями, которыми они располагают сейчас. Если компании держат избыточное оборудование и сооружения на производственных площадях заводов, возникают многочисленные проблемы, такие как - расточительное содержание оборудования, несение убытков при затратах на ненужную энергию и отопления, неэффективное построение производственной линии и т. д. Для того, чтобы оживить машиностроительную промышленность, следует осуществить радикальную реформу, включающую ликвидацию и уменьшение размеров нынешнего оборудования и сооружений, позволяя таким образом создать производственную систему, которая больше приспособлена к рынку. Реструктуризация машиностроения может осуществляться только вместе с ростом инвестиционной активности в стране и с подъемом всех отраслей-потребителей машиностроения. Реструктуризация машиностроения предусматривает достижение следующих целей: - Преодоление структурно-технологической несбалансированности отрасли; - Повышение технологического уровня производства и технического уровня машин и оборудования и на этой основе - конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения; - Расширение экспортного потенциала на основе производства наукоемких видов техники; - Модернизация и оптимизация структуры и размеров производственных мощностей, обеспечивающих их соответствие новым требованиям инвестирования и потребительского рынка; - Развитие научно-технического потенциала машиностроения; - Обеспечение финансовой устойчивости предприятий и объединений машиностроения; - Стабилизация и последующее развитие национального машиностроения, как одной из ключевых отраслей промышленности, активно влияющей на процессы экономического и социального развития страны. Проведение ее должно сопровождаться изменением состава собственников в акционерных обществах. В машиностроительном комплексе (около 90% предприятий и организаций преобразованы в акционерные общества, из них более 60% полностью выкуплены, т. е. являются частными). Выход из кризиса для большинства акционерных обществ связан с приходом заинтересованного собственника, наличием эффективного управления, стратегическим планированием управлением финансовыми потоками и способностью привлечь инвестиции в реализуемые проекты. Имеющиеся данные и информация ряда акционерных обществ свидетельствует о том, что акции большинства акционерных обществ распределены среди большого количества мелких собственников. Создавшаяся ситуация не способствует возникновению реальных прав собственника, что делает эти общества малопривлекательным и для отечественных и иностранных инвесторов. Это означает неопределенность перспектив машиностроительных предприятий и не способствует их выходу из кризиса. Отсюда возникает задача перейти на формирование нового состава собственников, способных к проведению существенных инвестиционных вложений в производство. Решение указанных задач позволит реформировать машиностроительную отрасль, что в свою очередь несомненно будет способствовать увеличению производства и экспорта казахстанского зерна, а также повышению технической оснащенности сельского хозяйства и внедрению инновационных ресурсосберегающих технологий.
|