Каталог статей

Камысбаев М.К.

Государственная поддержка диверсификации аграрного производства Казахстана

             Диверсификация в современной рыночной экономике получила распространение с середины 50-х годов ХХ века в условиях структурных преобразований в общественном производстве под влиянием научно-технической революции и обострения проблемы реализации продукции.  Данный процесс определяется как проникновение крупных монополий в другие отрасли, технологически не связанные с производством их основного продукта, в целях укрепления позиций в конкурентной борьбе и поддержания высокой нормы прибыли. Способствуя процессу обобществления производства путем развития прямых межотраслевых связей, диверсификация порождает и отрицательные последствия: с увеличением числа разнородных предприятий в диверсифицированной структуре растут трудности управления производством, координации внедрения достижений научно-технической революции, внедрение научно- технического прогресса, т.е. появляется Х-неэффективность.

Для формирования национального эффективного агробизнеса необходимо, прежде всего, рациональное и эффективное использование имеющихся факторов производства,  ресурсных возможностей страны.

Устойчивый подъем аграрного сектора невозможен без притока инвестиций и обеспечения доступности финансовых ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Между тем, несмотря на неоднократные попытки государства создать механизм поддержки системы кредитования сельскохозяйственных предприятий, до настоящего времени лишь меньшая их часть использует кредитные ресурсы.

Применяемые в последние годы меры государственной поддер­жки сельского хозяйства позволили создать определенные условия сельхозпредприятиям для финансирования производства. Од­нако сегмент потребителей кредита включает лишь финансовое бла­гополучные предприятия. Деятельность же коммерческих банков ограничена сектором государственных субсидий. Если единственным механизмом страхования риска для них останутся субсидии, то трудно ожидать самостоятельного их вхождения в аграрный сектор, а значит, и полно­ценного доступа сельхозпредприятий к финансовому капиталу. Для решения данного вопроса требуется внедрение более «мягких» инст­рументов поддержки кредитования.

Для успешной работы кредитно-финансовых институтов нужно не только увеличение господдержки в данном направлении, но и внед­рение более гибких механизмов, ослабляющих искажение рыночных институтов и стимулирующих вхождение коммерческих финансовых посредников в аграрный сектор.

Важным условием эффективного использования инвестиционных ресурсов является определение приоритетных направлений аграрного сектора. К ним относятся отрасли и продукция с высоким экспортным потенциалом, в первую очередь зерно и мясо, которые обеспечат быструю окупаемость затрат и высокую доходность вложений, регионы с небла­гоприятной структурой производства и находящие­ся в зоне экологического бедствия, а также строительство и реконструкция мелиоративных систем, водохозяйственных объектов, поддержание плодо­родия земли, рыночной инфраструктуры.

Расчет потребности основных отраслей производства агропромышленного комплекса в краткосрочных кредитах для пополнения сезонного недостатка оборотных средств по республике показал: общие прямые производственные затраты сельхозпредприятий и крестьянских фермерских хозяйств на посевную площадь 19,7 млн. га по РК по нормативам 2006 года, рассчитанным на основе скорректированных «Нормативов прямых производственных затрат на гектар посева, одно животное, единицу продукции», разработанных РГКП «Казахский научно-исследовательский институт экономики и организации АПК» (Алматы, 2001г.), составляет – 200,1 млрд. тенге, из которых на долю зерновых и зернобобовых (16,0 млн. га) приходится 148,8 млрд. тенге или 74% всех производственных затрат по растениеводству (без учета личных подсобных хозяйств).

Текущие годовые затраты сельхозформирований по растениеводству в целом (без сумм амортизационных отчислений и затрат на семена) требующих денежных средств составляет 126,3 млрд. тенге. Источником их покрытия при отсутствии свободных денежных средств у подавляющего большинства сельхозформирований могут быть лишь заемные, т.е. краткосрочные кредитные средства банков и других кредитных организаций.

Потребность в 126,3 млрд. тенге – эта необходимая сумма при условии, когда все хозяйства обеспечены семенами собственного производства возделываемых ими культур. Если принять во внимание то, что не все хозяйства обеспечиваются полностью семенами собственного производства, на приобретение которых требуется дополнительные средства, потребность в краткосрочных заемных средствах по растениеводству составит 140,0 млрд. тенге (70% от 200,1млрд. тенге общих нормативных затрат).

С учетом влияния ценовых факторов, складывающихся выше нормативных на 15-20%, фактическая потребность в растениеводстве в данном случае составит около 170 млрд. тенге. Необходимо также учесть уровень инфляции, с учетом которого к 2015 году потребность в кредитных ресурсах составит около 300 млрд. тенге.

Коррекция на уровень инфляции производится исходя из макроэкономического прогноза и основных параметров фискальной политики РК на 2009-2013 годы, одобренных на заседании Правительства 8 апреля 2008 года, в котором уровень инфляции колеблется в пределах 5,5-10% с тенденцией постепенного снижения. При этом авторы проекта придерживаются мнения необходимости применения в расчетах уровня инфляции 10%, который при нынешней макроэкономической ситуации в стране более реален.

При этом государственные субсидии, выделяемые для сельхозтоваропроизводителей для удешевления стоимости отдельных средств производства (горюче-смазочные материалы, удобрения, семена, поливная вода и т.д.) учтены, поскольку нормативы затраты на 1 га посевов рассчитаны по удешевленной стоимости этих средств производства (годовая сумма субсидий по растениеводству составляет около 15 млрд. тенге).

Сельхозпредприятия и крестьянские фермерские хозяйства, занимающиеся животноводством, где находится около 10% всего поголовья скота по республике так же нуждаются в краткосрочном кредитовании.  Многие из них не имеют собственной кормовой базы и сенокосно-пастбищных угодий, поэтому потребность в краткосрочных кредитах возникает в основном для кормопроизводства и покупки кормов на стороне.

Общие затраты по нормативам для содержания скота, имеющегося в сельхозформированиях РК составляют около 63,5 млрд. тенге, из них 47%, или 29,8 млрд. тенге составляет затраты на корма. Если к ним прибавить затраты на оплату труда – это порядка 70% от всех затрат. По рекомендациям НИИ экономики АПК и развития сельских территорий, предполагается, что кредиты должны покрывать до 70% затрат (как в развитых зарубежных странах).

Потребность в краткосрочных кредитах по животноводству составляет около 44,5 млрд. тенге.

С учетом указанных тенденций по нашим расчетам к 2015 году потребность сельхозформирований животноводства в краткосрочных кредитных ресурсах составит порядка 105,5 млрд. тенге.

Таким образом, общая сумма годовой потребности в 2008 году в краткосрочных кредитах под сезонный недостаток оборотных средств для сельхозформирований республики по растениеводству и животноводству составила порядка 224,8 млрд. тенге, к 2015 году по прогнозам составит 404,2 млрд. тенге.

Следует уделить внимание формированию эффективной системы сельскохозяйственного кредита, позволяющей целенаправленно использовать государственную помощь, сократить издержки, связанные с посредническими банковскими операциями, привлечь свободные денежные средства товаропроизводителей и предприятий смежных отраслей.  

Для активизации рынка инвестиционных ресурсов необходим механизм кредитования, учитываю­щий специфику сельскохозяйственного производ­ства. Для этого, прежде всего, нужно выделить кредит под залог сельскохозяйственной продукции (для кредитования сезонных затрат и оборотных средств), осуществлять авансирование закупок сель­скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; выделять кредиты для формирования уставного фонда кредитных ко­оперативов (где более 50% уставного капитала принадлежит юридическим и физическим лицам). Необходимо установить порядок, условия, плату за землю и другого имущества сельхозтоваропроизводителей, обеспечивающие финансовую поддержку системы страхования сельскохозяйственного производства, путем создания организационной структуры управления агропромышленным комплексом, соответствующую рыночным отношениям.

Реализация вышеуказанных мероприятий приведет к увеличению объёмов производства на основе диверсификации и увеличению налоговых поступлений в бюджет.