Каталог статей |
М.Камысбаев Внедрение системы электронных торгов в продвижении продукции агропромышленного комплексаЭкономической наукой недостаточно изучены экономико-теоретические, технологические и организационные аспекты реализации продукции агропромышленного комплекса. В статье выделены мероприятия по информационно-консультационному обеспечению участников аграрного рынка. Рассмотрены особенности организации системы электронных торгов.
В настоящее время консалтинговые услуги в сфере аграрного сектора практически не развиты, вследствие непривлекательности рынка данных услуг из-за низкой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей и малочисленности квалифицированных специалистов в этой сфере. В то же время отмечается высокая потребность в маркетинговых и других консалтинговых услугах по причине отсутствия налаженной системы заготовки, закупа, хранения и сбыта сельхозпродукции и продуктов ее переработки. Кроме того, одним из факторов экономического роста и борьбы с бедностью на селе является развитие малого бизнеса - что требует расширения обучающих услуг для населения в вопросах формирования и реализации бизнес-идей, а также основ развития бизнеса [1]. Необходимость внедрения действенных механизмов по содействию сельхозтоваропроизводителям в сбыте готовой продукции диктуется сезонными колебаниями объемов производства сельскохозяйственной продукции и соответственно неравномерными поставками продовольственных товаров на внутренний рынок, что в свою очередь является причиной резких колебаний цен и инфляционных процессов. И следующая причина – это несбалансированность параметров производства и рынков сбыта. Для нивелирования этих факторов на ряду с общепринятыми в мировой практике мерами государственного регулирования отрасли необходимо усилить работу по информационно-консультационному обеспечению участников аграрного рынка в части предоставления за счет бюджетных средств оперативной и достоверной информации по: - рынкам сельхозпродукции (наименование и местонахождение поставщика, вид, качественные характеристики, объемы и реализационная цена производимой сельхозпродукции и продуктов её переработки); - рынкам товарно-материальных ресурсов производства (наименование и местонахождение поставщика; вид, качественные характеристики, объемы и цена товарно-материальных ресурсов); - рынкам услуг для субъектов агропромышленного комплекса (наименование и местонахождение поставщика; вид оказываемых услуг, порядок и условия оказания услуг, объемы и цена); - услугам перерабатывающих предприятий (наименование и местонахождение поставщика; вид оказываемых услуг, порядок и условия оказания услуг, объемы и цена); - услугам и тарифам транспортных организаций; - ценам на сельскохозяйственную продукцию и продукты её переработки с учётом места поставки и тарифов на услуги по транспортировке, сертификации и т.д. Для эффективной маркетинговой работы необходимо на базе АО «Казагромаркетинг»: - создать 16 постоянно действующих информационно-выставочных центров и 161 ярмарочных павильонов (палаток) в регионах РК; - внедрить систему электронной коммерции сельхозпродукции; - создать методический центр на базе АО «Казагромаркетинг» с приобретением типографского комплекса и специализированного помещения. Анализ выставочно-ярмарочных мероприятий в Казахстане показывает, что в них принимают участие лишь крупные компании [2]. Это обусловлено тем, что в среднем участие в выставке по стоимости составляет 830 долл. США (120 долл. США за 1 кв.м, при минимальной площади 4 кв.м и регистрационный взнос 350 долл. США), что является не доступным для средних и мелких сельхозтоваропроизводителей. На областном и районном уровнях в большинстве выставочно-ярмарочных мероприятий принимают участие лишь местные компании, слабо представлены участники из других регионов. Кроме того, как правило, местом проведения данных мероприятий определяется г. Астана и г. Алматы, что влечёт за собой определённые финансовые расходы и не позволяет принять участие всех заинтересованных лиц. В этой связи необходима активизация выставочно-ярмарочной деятельности и торговли на межрегиональном уровне. При этом основной задачей АО «Казагромаркетинг» является развитие каналов сбыта, содействие в решении вопросов импортозамещения, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, содействия отечественным компаниям в продвижении продукции, позиционирования на внешних рынках. Поэтому АО «Казагромаркетинг» следует совместно с местными исполнительными органами организовать 161 палаток и 16 выставочных центров в регионах Казахстана. Потенциальными участниками выставочно-ярмарочной деятельности будут выступать: производители сельхозпродукции, переработчики, поставщики средств производства и ресурсов и др. Также необходимо проводить работу по следующим направлениям: - оформление и подача заявки на участие казахстанского стенда на международных выставках и ярмарках; - оказание содействия участникам в своевременном таможенном оформлении документации выставочной экспозиции экспонентов и получении сертификатов соответствия на выставочную продукцию; - формирование дизайна казахстанского стенда, разработка дизайна рекламной продукции и др.; - предоставление выставочно-ярмарочного оборудования на договорной основе. Мультипликативный эффект выставочно-ярмарочной деятельности будет способствовать существенному росту спроса на продукцию сельхозтоваропроизводителей республики, а также выходу на внешние рынки на основе увеличения товарооборота, содействия в сбыте отечественной продукции, эффективной рекламе и проведение PR-компаний. В современных условиях информатизации всех сфер экономики необходимо внедрение системы электронной торговли в АПК. Система электронных торгов представляет собой автоматизированную информационную систему, позволяющую участникам СЭТ проводить торгово-закупочные операции с товарами и услугами в режиме реального времени (on-line), а также в комбинированном режиме (on-line + off-line), проводить анализ активности торгово-закупочной деятельности по предложениям покупок и продаж, проведенным торговым операциям за любой отрезок времени, просматривать результаты торговых операций всех участников Системы в реальном времени, а также иметь доступ к определенным информационным ресурсам СЭТ и другим, связанным с СЭТ, информационным системам МСХ РК. Система предоставит возможность органам исполнительной власти республиканского и местного уровней в интерактивном режиме публиковать информацию об условиях проведения торгов на закупку товаров, работ и услуг. Субъекты экономической деятельности получат возможность просматривать в режиме постоянного оперативного доступа опубликованную информацию об условиях проведения торгов, а также в интерактивном режиме подавать свои заявки на участие в конкретных торгах и просматривать необходимую информацию о предлагаемых товарах, работах и услугах. Основные цели создания СЭТ: - повышение эффективности взаимоотношений поставщиков, заказчиков и государственных органов при продвижении сельскохозяйственных товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках; - предоставление равных возможностей и создание благоприятных условий ведения торговли всем пользователям системы; - повышение объёмов и расширение ассортимента реализуемой сельскохозяйственной продукции; - упрощение процедур, сокращение сроков и уменьшение затрат при проведении подготовительных этапов торгов; - повышение эффективности работы участников системы за счет формализации и автоматизации операций; - создание прозрачной конкурентной среды для поставщиков (это позволит им ориентироваться в предлагаемых другими поставщиками ценах, одновременно обеспечивая анонимность предложений, просматриваемых конкурентами); - уменьшение стоимости обслуживания товарно-финансового оборота, расширение возможностей для налаживания партнерских контактов в Казахстане и за рубежом. Таким образом, при внедрении СЭТ будет создан электронный рынок в части организации торговых операций в аграрном секторе экономики. Информация, накапливаемая в рамках организации и проведения электронных торгов, будет использоваться для осуществления оперативного мониторинга и анализа состояния и изменений на внутреннем и внешних аграрных рынках, а также для обеспечения необходимого контроля за своевременностью поставок и качеством заявленной на торги сельхозпродукции, сопутствующих товаров и услуг. Литература: 1. Казахстанская модель социально-экономического развития: научные основы построения и реализации / под ред. Кенжегузина М. – Алматы: ИЭ МОН РК, 2005. – 368с. 2. Басалаева В. Проблемы формирования конкурентоспособного сельского хозяйства //Вопросы экономики.- 2006.- № 9. – С. 25-30
Резюме В статье рассмотрены особенности организации системы электронных торгов. Приведены цели системы электронных торгов. Указаны мероприятия по информационно-консультационному обеспечению участников аграрного рынка. Resume In article features of the organization of system of the electronic auctions are considered. The purposes of system of the electronic auctions are resulted. Actions for information-consulting maintenance of participants of the agrarian market are specified.
|