Каталог статей |
Федоткина О.П. Банковская деятельность в контексте реализации национальных проектовФормирование организационно-экономического механизма национальных проектов в условиях их трансформации в государственные целевые программы базируется на финансовой взаимосвязи различных субъектов экономики – государства, региональными структурами, банками, предпринимательским сектором и т.д. При этом успех реализации национальных проектов определяется прозрачностью расходования бюджетных средств; повышением эффективности использования ресурсов и заинтересованностью всех звеньев в достижении поставленных задач. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы вовлечения коммерческих банков в процесс реализации национальных проектов и государственных целевых программ.Российские коммерческие банки, занимая доминирующее положение в сфере финансового посредничества, оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие страны. Кредитная форма взаимоотношений как основа финансирования национальных проектов в наибольшей степени соответствует характеру рыночных отношений. Активизация процесса вовлечения банков в реализацию национальных проектов, а также возможность повышения эффективности взаимодействия бюджетных средств и банковских капиталов базируется на использовании опыта коммерческих банков; возможностей банковских продуктов при формировании источников финансирования и механизмов их реализации в каждой из социально-экономических программ; разработке новых форм и способов сочетания принципов бюджетного и банковского финансирования; применение современных технологий для создания информационных баз, их обмена и обработки. Однако с точки зрения организационно-методического обеспечения финансовый механизм национальных проектов, финансирование которых осуществляется с участием коммерческих банков, не отвечает современным требованиям практики. Основной сложностью является создание системы организации банковского кредитования национальных проектов и его доступности. Это обусловлено рядом обстоятельств, а именно: - отсутствием рычагов влияния банка на ключевые параметры реализации национального проекта, что приводит к финансовым потерям. Объясняется это тем, что коммерческий банк вынужден принимать и оценивать риски, сопутствующие реализации национальных проектов, а также специфические нефинансовые риски (политические, экономические, рыночные и т.д.), которые невозможно контролировать; - низкой доходностью некоторых реализуемых национальных проектов, поэтому участие в них кредитной организации нередко вступает в противоречие с принципами ведения коммерческой деятельности; - отсутствием в кредитной политике подавляющего числа банков, действующих на рынке кредитования методик кредитования национальных проектов. Коммерческие банки не уделяют должного внимания развитию продуктового ряда в соответствии с целями, стоящими перед национальными проектами и программами. Кроме того в настоящее время развитие рынка банковских услуг замедляется, сокращается количество предлагаемых банками продуктов замедлилась, усилился дисбаланс между иностранными и российским рынком банковских услуг, а также в условиях экспансии иностранных финансовых компаний снижается спрос на продукты российских банков, что в целом негативно сказывается на финансовой безопасности страны. В этих условиях необходимым становится внесение корректировок в политику банков и смена ориентиров при разработке новых продуктов, а также внедрение соответствующего инструментария и механизма их использования. К числу основных мероприятия, направленных на активизацию деятельности банков в контексте реализации национальных проектов можно отнести следующие. 1. Одной из стратегических задач кредитных организаций должно стать быстрое освоение методов инновационного банковского менеджмента и финансового инжиниринга – в том числе таких, как проектное финансирование и синдицированное кредитование, лизинг, факторинг, франчайзинг и др. Также важен качественный мониторинг реализации национальных проектов и программ. Прогнозирование и стратегический мониторинг за реализацией проектов должны подкрепляться разработкой и внедрением механизмов мотивации всех участников процесса. 2. Предоставление банками персонифицированных услуг, на основе адаптации политики кредитной организации к динамично изменяющимся потребностям клиентов с учетом их финансового потенциала и ряда специфических проблем. Данная форма взаимодействия имеет конечной целью: формирование долгосрочной и устойчивой клиентской базы, повышение качества информационного обеспечения и доступности банковских продуктов, развитие инвестиционных и консалтинговых услуг, создание инфраструктуры рынка пластиковых карт. 3. Упрощение доступа предприятий к различным формам кредитных ресурсов. А именно: - развитие вексельного кредитования. Вексельные программы позволяют, во-первых, снизить затраты на обслуживание финансовых потоков и обеспечить пополнение оборотных средств за счет минимизации процентных ставок и, во-вторых, сбалансировать денежную и неденежную составляющие во входящем и исходящем финансовых потоках; - дисконтирование (реструктуризация) кредитной задолженности. Необходимо отметить, что в практике кредитования банки редко идут на подобные действия, в силу того, что реструктуризация долга, по сути, означает согласие банка с потерей части прибыли по кредиту. Поэтому возникает необходимость формирования устойчивого партнерства в этом случае банк также заинтересован в финансовом оздоровлении предприятий своей группы в стратегической перспективе, помимо получения прибыли непосредственно от текущей кредитной операции. 4. Финансирование национальных проектов и программ через финансовые институты развития на основе взаимодействия с коммерческими банками. Институты развития обеспечивают особый режим финансирования проектов и программ, которые не могут быть реализованы банковской системой в силу низкой рентабельности и связаны с высокими сопутствующими рисками, но которые, тем не менее, важны для развития страны и повышения её конкурентоспособности. Осуществляя кредитование через банки-посредники, институты развития помогут последним повысить качество систем управления, поскольку при установлении партнерских отношений институты развития будут руководствоваться жесткими критериями отбора и результатами проводимого им анализа их деятельности. Таким образом, в условиях пересмотра целевых ориентиров национальных проектов с сохранением объемов денежных средств, выделяемых на их реализацию, ключевой целью становится повышение эффективности вовлечения банков в реализацию национальных проектов и государственных целевых программ. Предлагаемые инструменты и мероприятия позволят обеспечить возможность своевременной разработки новых банковских продуктов и, как следствие, повысить эффективность реализации социальных государственных программ и приоритетных национальных проектов. Однако достичь необходимых результатов в вышеуказанных направлениях развития банковского сектора возможно при адекватности законодательства потребностям российской экономики, а также с учетом влияния современного финансово-экономического кризиса и нейтрализации негативных тенденций при реализации национальных проектов.
* Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект №09-02-23211а/В |