| Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ефремов А.А. Прогнозирование структуры рыночного спроса на основе модели БраунаОсновным показателем тактического планирования предприятия, на котором базируются все среднесрочные решения и плановые документы, является производственная программа, т.е. объёмы выпуска по каждой ассортиментной позиции предприятия на год.В ходе разработки производственной программы применяют различные методики. В частности, можно сначала спрогнозировать совокупный объём рыночного спроса (пользуясь различными методами прогнозирования динамических рядов, например, спектральным анализом, методом Алмана, стандартным регрессионным анализом и др.) Затем для получения прогноза объёма спроса на каждую ассортиментную позицию в отдельности следует умножить прогнозное значение совокупного объёма продаж на долю в нём конкретной ассортиментной позиции. Таким образом, возникает необходимость предсказать, какой будет доля  
                                                       
 Здесь - число ассортиментных позиций, по которым проводится анализ. Поскольку большие социально-экономические системы, необратимо развиваясь во времени, адаптируются к различным внешним и внутренним факторам, модели, которые описывают закономерности этого развития, также должны учитывать это свойство, то есть – быть адаптивными. Иначе причинно-следственные связи будут не описаны и прогнозные модели будут не точны – Вот почему в данном случае мы отдали предпочтение адаптивному методу, который позволяет «уловить» последние по времени сиюминутные отклонения от сложившихся тенденций (т.е. отклонения, которые вызваны кратковременным действием некоторых факторов) – модели Брауна. Предположим, что перед прогнозистом стоит задача изучить некоторый
временной ряд  
 . (2) 
 При этом должно выполняться условие: 
                                                     
 Естественное желание учесть текущую информацию в большей степени, чем прошлую, может быть математически выражено так: 
 . (4) 
 Такая возможность имеется при показательном характере задания весов наблюдений: 
                                    
 Поскольку постоянная сглаживания определяет то, как описывает модель
Брауна прогнозируемый ряд, а, значит, определяет и то, насколько точным может
быть прогноз, выполненный с помощью этой модели, возникает необходимость выбора
наилучшего значения величины постоянной сглаживания для каждого ряда. Для этого
используют процедуру ретропрогноза. Исходный ряд данных  описывают с помощью
модели Брауна, предварительно задав некоторое значение постоянной сглаживания  
 . (6) 
 Рекомендуется поступать так. Изменяя величину постоянной сглаживания с шагом, равным 0,1, можно вычислить соответствующие дисперсии ретропрогноза. Анализ этих дисперсий позволяет определить окрестности оптимальной точки и уже в этой окрестности, используя любой известный прогнозисту численный метод, можно найти оптимальное значение постоянной сглаживания. Целевая функция при этом имеет вид: 
                                           
 Используем приведённую выше методику для прогнозирования структуры рыночного спроса на продукцию Могилёвского автомобильного завода им. С.М. Кирова. Проследим, каким образом в 2006–2011 гг. изменялась доля каждой из пяти анализируемых ассортиментной позиции в общем объёме продаж. Результаты вычислений занесём в таблицу 1. 
 Таблица 1 – Структура объёма продаж МоАЗ им. С.М. Кирова в 2006 – 2011 гг., % 
 
 
 Для того, чтобы обеспечить максимальный учёт текущих значений, применим краткосрочное прогнозирование по модели Брауна. Рассчитаем среднее значение доли каждой ассортиментной позиции по формуле, изменяя значение постоянной сглаживания. В качестве целевой функции рассмотрим сумму квадратов отклонений значений доли от соответствующих средних значений, рассчитанных по модели Брауна. Значения целевой функции при различных представлены в таблице 2. 
 Таблица 2 – Подбор оптимального значения постоянной сглаживания 
 
 
 Здесь рассматривались только три возможных
значения коэффициента  При этом прогноз производится по каждой ассортиментной позиции в отдельности согласно формуле (5). 
 
 
 Рисунок – Структура объёма реализации МоАЗ им. С.М. Кирова в 2012 г. 
 Зная прогнозное значение совокупного объёма продаж и цену по каждой ассортиментной позиции, можно рассчитать, сколько единиц автотехники каждого вида нужно произвести в 2012 г. для удовлетворения запросов рынка. Производственная программа предприятия представлена в таблице 3. 
 Таблица 3 – Производственная программа МоАЗ им. Кирова на 2012 г. 
 
 Литература: 1. С.Г. Светуньков Адаптация и адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. Модель Брауна. Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. Данные статистической отчётности МоАЗ им. С.М. Кирова за 2006–2011 гг. 
 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
 -й ассортиментной позиции в общем объёме продаж. При этом
должно выполняться условие:
 -й ассортиментной позиции в общем объёме продаж. При этом
должно выполняться условие:
 .                                                        (1)
.                                                        (1)
 , не имеющий какой-либо явно выраженной тенденции, и сделать
прогноз в конце ряда на один шаг наблюдения:
, не имеющий какой-либо явно выраженной тенденции, и сделать
прогноз в конце ряда на один шаг наблюдения:
 .                                                         (3)
.                                                         (3)
 .                         
(5)
.                         
(5)
 , и вычисляют ошибку ретропрогноза на каждом наблюдении:
, и вычисляют ошибку ретропрогноза на каждом наблюдении:
 .                                                  (7)
.                                                  (7)
 , поскольку при меньших значениях модель не удовлетворяет
условию (3). Найденному оптимальному значению постоянной сглаживания (), которое удовлетворяет условию (1), соответствует предполагаемая
структура объёма реализации автотехники в 2012 г., представленная на рисунке.
, поскольку при меньших значениях модель не удовлетворяет
условию (3). Найденному оптимальному значению постоянной сглаживания (), которое удовлетворяет условию (1), соответствует предполагаемая
структура объёма реализации автотехники в 2012 г., представленная на рисунке.
