Каталог статей

Сугурова Г.К.

Современное состояние и проблемы развития туризма в Републике Казахстан

         В последнее время интерес к Казахстану, как к туристскому направлению, значительно возрос во всем мире, и соответственно, из года в год увеличивается спектр туристских услуг, предоставляемых местными туроператорами для привлечения большего количества путешественников. Более всего в Казахстане туристов из Германии, Англии, Японии, Кореи, Китая. Немцы и англичане уже разведали туристические маршруты Казахстана.

         Сегодня Казахстан предоставляет практически все существующие виды туризма – развлекательный, познавательный, этнический, экологический и другие. Для туристов предлагается большое количество маршрутов путешествий по всей территории Казахстана

В Республике Казахстан туризм на современном этапе находится на стадии бурного роста. Активно развиваются все виды туризма. Также необходимо отметить положительную динамику в гостиничной индустрии, где происходит как количественный, так и качественный рост. Ежегодно увеличивается количество туристских фирм и число занятых в туризме.

Но, несмотря на общую положительную тенденцию развития, туризм Казахстана сталкивается и с определенными проблемами.

Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой - определить характер взаимодействия с внешней средой.

В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью .

Казахстан - девятая по величине страна мира, в которой есть все - от снега и ледников до песчаных барханов и горных вершин. Он уникален спектром природных ландшафтов, которые отличаются поразительным разнообразием, неисчерпанными возможностями для активного отдыха.

В Казахстане так много удивительных мест, что вряд ли их можно «осилить» даже за несколько отпускных сезонов. «Кочевать» можно всю жизнь. Например, отправиться вместе с археологическими экспедициями познавать эпоху бронзы или раннего железа. А потом посетить памятники новейшей истории, такие, как стартовые площадки Байконура. После осмотреть подземные мечети и меловые горы в Атырауской области, мавзолеи восточных владык, почувствовать духовную связь в сакральном для всех тюрков месте упокоения Коркыта-ата, совершить паломничество к мавзолею Ахмеда Иассауи. Можно сравнить свои ощущения, спускаясь в глубокие каньоны и поднимаясь на горные пики, встретиться с потомственными чабанами и ремесленниками, чей быт не изменили столетия. Те, кто желает попробовать романтики прошлого, могут, оседлав коней или верблюдов, отправиться через горы, пустыни и степи.

Казахстан располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У него есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

Для Казахстана туризм мог быть одним из стимулов развития экономики, если развивать сектор туризма ориентированный на прием иностранных туристов в своей стране. Специализация на въездном туризме даст возможность создать дополнительные рабочие места, расширить экспортный потенциал рынка для товаров и сувениров, станет одним из источников валютных поступлений.

Казахстан богат туристскими ресурсами. Природно-рекреационные потенциал Казахстана, а также национальные традиции и особенности, менталитет, обычаи обладают аттрактивностью для иностранных туристов, так как они уже насытились предложенными туристскими услугами на рынках Европы и Азии. В целом, в Казахстане уровень развития туризма не соответствует международному. Прежде всего, туристская отрасль ориентирована на развитии выездного туризма, не уделяется должного внимания развитию въездного и внутреннего туризма.

Общеизвестно, что для страны важно развитие въездного туризма. Это объясняется тем, что въездной туризм имеет ряд преимуществ с экономической точки зрения, среди которых:

- поступления финансовых средств в страну в виде иностранной валюты за счет продажи путевок и за счет покупки услуг и товаров в стране посещения;

- развитие гостиничного сектора в стране;

- формирование развитой инфраструктуры туризма;

- развитие смежных с туризмом отраслей;

- создание дополнительных рабочих мест;

- проведение полномасштабных социологических и маркетинговых исследований для создания необходимого туристского продукта.

Отказ туристских фирм от предпринимательства в сфере въездного туризма объясняется отсутствием необходимых финансовых средств, соответствующей инфраструктуры .

В Казахстане в настоящее время к проблемам, тормозящим развитие международного туризма относится отсутствие широкого спектра анимационных мероприятий. Для их создание необходимо обучение специалистов за рубежом, из-за отсутствия опыта в этой сфере деятельности.

Казахстан богат туристско-рекреационными ресурсами, особо следует отметить наличие привлекательных горных, рекреационных, природных, водных, экскурсионных зон. Данная база создает условия для беспрепятственного развития въездного туризма.

В Казахстане туризм - развивающаяся отрасль, и влияние туристической индустрии на экономику страны пока незначительно. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о Казахстане как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.

Показатель туристической подвижности населения Казахстана - один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Казахстан. Причем в основном туристы посещают Алматы и Астану.

Туризм является отдельной отраслью, не мобилизующей валютные поступления в Республику, а наоборот, каналом утечки валюты во внушительных размерах. Возможно, лавина предложений отдыха за рубежом была востребована в Казахстане, потому что там нашим туристам предложили за умеренные цены сервис более высокого качества. Зачастую бывает ситуация, когда за рубежом отдохнуть для отечественного туриста выходит дешевле, чем в Казахстане.

Анализируя состояние туризма в Казахстане на современном этапе необходимо прежде всего отметить положительную динамику его развития.

Несмотря на небольшие коррективы, внесенные мировым экономическим кризисом, темпы роста туризма Казахстана продолжают демонстрировать положительную динамику.

Необходимо отметить, что темпы развития выездного туризма более динамичны, нежели внутреннего и въездного. Это объясняется повышающимся уровнем жизни населения нашей страны и отсутствием конкурентоспособных туристских предложений внутри страны, которые сочетали бы показатели цены и качества.

Въездной и внутренний туризм являются наиболее выгодными для государства, так как при их развитии происходит приток денежных масс в страну, тем самым пополняя ее бюджет.

Таким образом констатируя факты состояния туризма Казахстана на современном этапе следует отметить необходимость уделения особого внимания развитию внутреннего и въездного туризма.

Туризм является одной из самых высокодоходных отраслей экономики в мире, и по прогнозам экспертов ЮНВТО в XXI веке его рост будет продолжаться. Но, в любом случае, какими бы не были прогнозы на будущее очевиден один основной вывод: чтобы преуспеть в туристской деятельности в двадцать первом столетии, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента и выполнении требований законодательства подход к организации производства, продвижению и реализации туристического продукта.

Литература:

1 www.tourism-travel.biz Формы туризма.

2 Туризм Казахстана 2004-2008 // Статистический сборник. - Астана, 2009.

www.tourlib.net Туристический имидж.

4 Вахитова Д. Развитие туристской инфраструктуры в регионах //Эксперт Казахстан. - 2008. - №7. - С. 15-16.