Каталог статей |
Мадиярова Э.С. Проблемы обеспечения прозрачности региональных бюджетов в Республике КазахстанОдним из важнейших механизмов, позволяющих обществу выявлять наиболее актуальные реальные бюджетные проблемы, а затем контролировать результаты принятия и исполнения решений, является обеспечение прозрачности бюджетов.Под прозрачностью бюджетов обычно понимается открытость, доступность и полнота информации о бюджете. Одним из принципов бюджетного процесса, обеспечивающим его прозрачность является транспарентность, которая означает «обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации» [1]. В соответствии с этим принципом бюджет является полностью прозрачным, если любой желающий без особых сложностей может получить всю необходимую информацию о бюджете. Например, на соответствующем сайте Интернета содержится детальная информация о бюджете, и чем подробнее информация, тем прозрачнее бюджет. Однако прозрачность бюджета сводится не только к доступности и детализированности, она также включает качество представленной в нем информации. Прозрачность бюджетного процесса и вовлечение всех заинтересованных лиц в этот процесс помогают как гражданскому обществу, так и органам исполнительной и законодательной власти в более эффективной совместной работе, а также являются критерием оценки правильности использования бюджетных ресурсов. Обеспечение прозрачности бюджета и возможности участия общественности в правительственных решениях по бюджету является актуальным во всем мире. Международные организации и международный бизнес постепенно усиливают требования к большей открытости правительственной финансовой информации. Например, Международным валютным фондом был разработан и принят специальный Кодекс лучшей практики по обеспечению прозрачности в области денежно-кредитной и финансовой политики (Code on Good Practices in Fiscal transparencies). Государства – члены Организации экономического сотрудничества и развития разработали Оптимальные подходы к обеспечению прозрачности государственного бюджета (OECD best practices for Budget Transparency). Хотя интересы и цели различных субъектов в обеспечении прозрачности бюджета могут быть разнонаправленными (макроэкономическая стабильность, обоснованность кредитов, повышение инвестиционной привлекательности, уменьшение коррупции, контроль за расходованием бюджетных средств, получение средств из бюджета и т.д.), подходы обеспечения прозрачности способствуют реализации следующих задач: - прозрачность позволяет каждому члену общества понимать «язык» бюджета и его цифры, видеть на какие цели и насколько эффективно расходуются налоги, которые он платит, что способствует повышению собираемости налогов, составляющих основу доходной части бюджета; - прозрачность создает условия для общественного обсуждения и позволяет реализовать право общественности на информацию о бюджете и учет ее точки зрения в конечных решениях по бюджету (приоритеты, распределение ресурсов и т.д.); - прозрачность повышает ответственность исполнительной власти за разработку и исполнение бюджета, поскольку усиливается возможность контроля со стороны законодательной власти и общественности за качеством принимаемых по бюджету решений и его исполнением; - прозрачность создает предпосылки для контроля за целевым расходованием средств бюджета; - прозрачность повышает доверие населения и институтов гражданского общества к власти, что создает предпосылки для общественного согласия; - прозрачность и общественное участие содействуют повышению эффективности расходования бюджетных средств и социальной политики, формированию системы взаимодействия государства и неправительственных организаций; - прозрачность – это предпосылка макроэкономической и финансовой стабильности в стране. Для Казахстана, как и для многих стран мира, прозрачность и открытость правительственных решений стали обычным явлением лишь в последние десятилетия. В основном этому поспособствовало использование информационных систем управления. Для повышения информационной открытости, в частности, для распространения официальных данных о финансово-экономическом состоянии, государственные организации в последнее время все активнее используют Интернет. Появляется все больше web-страниц региональных органов власти. На административных Интернет-ресурсах можно найти данные по инвестиционным проектам предприятий, объявления об аукционах, продаже государственного имущества или конкурсах на участие в госзаказе. Например, информация о текущем и годовом исполнении государственного, республиканского и местных бюджетов ежемесячно публикуется на сайтах Министерства финансов (www.minfin.kz), Министерства экономики и бюджетного планирования (www.minplan.kz), Агентства Республики Казахстан по статистике (www.stat.kz) и сайтах его региональных подразделений. Кроме этого, на сайте Министерства финансов Республики Казахстан можно посмотреть периодические издания Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан. Также общедоступны и данные об исполнении бюджетов прошлых лет. Однако уровень финансовой информационной открытости государственных web-сайтов пока не очень высок. При этом качество и полнота представленных отчетов об исполнении законов о бюджете серьезно различаются. Нередко в материалах об исполнении бюджета, размещенных на официальных сайтах, не хватает отдельных приложений, без которых нельзя провести анализ финансовых потоков региональной администрации. Таким образом, региональные и местные бюджеты в настоящий момент остаются недостаточно прозрачными, отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления государственными финансами, результаты которой были бы доступны не только органам власти разных уровней, но и широкой общественности, инвесторам и различным заинтересованным субъектам. Для участия гражданского общества в бюджетном процессе в действующем законодательстве нет никаких препятствий, однако фактически эти возможности очень ограничены. Проект бюджета не публикуется, а исполнительная власть при определении бюджетных приоритетов не проводит консультаций с представителями общественности. Кроме этого большое внимание должно было уделено роли средств массовой информации в обеспечении прозрачности бюджета: пресса сегодня хоть и выдает достоверную информацию относительно бюджета, однако не имеет оптимальной формы подачи этой информации. Нет ни анализа бюджета, составленного независимыми специалистами, ни глубоких комментариев, ни простого толкования бюджетных цифр. Только голые цифры, значение и смысл которых может понять лишь специалист. Активное участие общественности в решении финансовых вопросов может дать качественный скачок в развитии бюджетной политики, повысит открытость и прозрачность бюджетного процесса и расходования бюджетных средств, будет существенно противодействовать коррупционным проявлениям. Для формирования прозрачной модели бюджета необходим контроль, как общественности, так и сторонних экспертов. Для обеспечения и оценки прозрачности бюджета и бюджетного процесса очень важно выбрать соответствующие индикаторы. В качестве индикаторов прозрачности и некоррупционности бюджетного процесса могут быть выбраны следующие, предложенные А.П. Стерховым [2]: - доля расходов бюджета, направленных на конкретные инвестиционные и социальные проекты и программы, эффективность которых может быть оценена общественностью; - число поправок, дополнений, внесенных лидерами и активистами общественных организаций в процессе обсуждения бюджета; - информированность (осведомленность) населения о местном бюджете и результатах его исполнения; - наличие и доступность публикаций о бюджете и его исполнении для общественности; - соблюдение установленных сроков разработки проекта и рассмотрения бюджета; - удовлетворенность участников экспертных групп и активистов общественных организаций тем, в какой мере их предложения использованы в бюджетном процессе и в какой мере бюджет защищает интересы и реально исполнимые запросы соответствующих групп населения. Для измерения и оценки прозрачности бюджета с учетом зарубежного опыта, сложности и многоаспектности объекта измерения, отсутствия измерителей, основанных на статистике или первичном учете, целесообразно использовать метод экспертных оценок. В новый Бюджетный кодекс были введены нововведения, призванные сделать весь бюджетный процесс более прозрачным для общества – мониторинг и оценка бюджетных программ. Однако эти мероприятия требуют серьезного дополнения: необходимо, чтобы мониторинг и оценку бюджетных программ осуществляли не только государственные органы, заинтересованные в положительном заключении, но и общественные организации, имеющие опыт работы в этой сфере и которые могут дать альтернативную, независимую оценку. Поэтому считается возможным закрепить эту практику законодательно и привлекать к мониторингу реализации бюджетных программ помимо администраторов бюджетных программ и представителей неправительственных организаций. Также, для реализации принципа прозрачности можно размещать результаты оценки реализации бюджетных программ на сайтах центральных и местных уполномоченных органов. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет республики, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Таким образом, прозрачность бюджета как основного финансового инструмента реализации социально-экономической политики является главным условием открытости государственных решений. Участие общественности во всех этапах бюджетного процесса создаст предпосылки для контроля за целевым расходованием средств, за качеством принимаемых бюджетных решений и исполнения бюджета, повышает ответственность государственных органов.
Литература: 1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан: Кодекс Республики Казахстан от 04.12.2008 года № 95 – IV. 2. Стерхов А.П. Выбор индикаторов прозрачности и некоррупционности в бюджетном процессе // [сылка более недоступна} |