Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Амирбекулы Е., Нурмуратова Л.С. Тенденции развития инноваций в мире и в республике КазахстанДинамичное развитие инновационной сферы – одно из главных слагаемых инновационной экономики. Такая высокотехнологичная экономика предполагает наличие эффективной инновационной системы и создание институтов поддержки инновационного процесса.В современной экономике инновации проявляют себя не только как мощный стратегический инструмент, но и как наиболее устойчивая и, в определенном смысле, неисчерпаемая составляющая производительных сил. Особенно актуализировались экономические и управленческие проблемы инновационной деятельности в первом десятилетии ХХI века. Потребность систематизации представлений о том, что мы называем инновационным процессом, еще более возрастает в 2000-х гг. под воздействием явления, получившего название новой индустриально-инновационной экономики или экономики знаний, что приводит к существенной исследовательской активности в области инновационного развития в этот период. Основными приоритетами современного мира является «Социально-экономическая модернизация которая обозначена как главный вектор развития Казахстана» в ближайшее десятилетие. [1] В рамках Стратегии «Казахстан-2030» с 01.01.2010 года начата пятилетка форсированного индустриально-инновационного развития. Речь идет об инновационной индустриализации, а не о той индустриализации, которая была во всех государствах мира в начале прошлого века. Наша индустриализация должна соответствовать нынешнему укладу развития мировой экономики. Решение поставленных перед страной задач требует значительного повышения роли науки и индустриально-инновационного развития страны. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана акцентировал внимание на то, что «к 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году – она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране» [2]. "Инновация - результат научной и научно-технической деятельности, внедрение которого в различные сферы производства и управления обществом является экономически эффективным и социально, экологически значимым ". Ведущим направлением стратегии экономического развития Казахстана должен быть переход к индустриализации на основе современной научно-технологической революции. Анализируя процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, следует остановиться на трех аспектах: функциональном (выявление функции науки в развитии производства), историческом (определение этапности развития) и структурном (структура науки, выделение элементов, выполняющих роль непосредственной производительной силы). Инновация - это процесс достижения цели, направленный на повышение качества жизни общества посредством государственного и рыночного регулирования, охватывающий исследования, разработку и внедрение хозяйствующими субъектами новых научно-обоснованных идей. Состояние общества, политическое, экономическое, социальное, как правило, определяет, а может быть и требует соответствующей инновационной политики, со всеми вытекающими отсюда ее принципами и подходами в целом. Положение мировых лидеров по доле расходов на исследования и разработки характеризуется следующими данными в процентном выражении к ВВП: 2,98 – Япония, 2,69 – США, 2,48 – Германия, 2,15 – Франция, 1,87 – Великобритания, 1,84 – Канада, 1,23 – Индия, 1,04 – Италия и Китай и Россия – по 1,00 проценту. Численность занятых исследованиями и разработками на 10000 населения распределяется по вышеназванным странам следующим образом: Япония – 51,0; США - 41,0; Россия - 34,8; Германии - 31,6; Канада - 29,9; Франция - 27, 2; Великобритания - 26,7; Италия - 11,3; Китай и Индия, соответственно, - 5,5 и 1,6 человек. Для Казахстана по данным статистики за 2011 год эти две характеристики инновационной деятельности составили 0,23 % ВВП и 10,1 чел.на 10 000 населения, что ниже по сравнению с 2010 г. на 2 чел. Объем производства инновационной продукции в республике составил 82597,4 млрд. тенге в 0,48% от ВВП. Если сравнить с 2010г. - 1,19% и с 2009г. – 0,69%, то отмечается тенденция снижения объема инновационной продукции за годы мирового финансового кризиса. Затраты на технологические инновации в 2011 г. составили 61050,9 млн.тенге или 0,36% ВВП (для сравнения, 2009г. – 0,65%, 2010г. – 0,71%). Результативность инновационной деятельности или уровень эффективности инновационного развития измеряется различными показателями: индексом конкурентоспособного роста (GCI – Growth Competitiveness Index); долей высокотехнологичной продукции в товарном экспорте страны; долей страны в мировом экспорте информатизационного оборудования; производительностью труда (ВВП на одного занятого); показателем изобретательской активности. Расходы на исследования и разработки являются одним из главных показателей инновационной деятельности. В таблице 1 представлены показатели внутренних затрат на исследования и разработки в Казахстане в сравнении с ведущими мировыми научными державами, а также ЕС и ОЭСР в целом. По данным таблицы видно, что наиболее большими внутренними затратами на исследование и разработки обладают Израиль (4,28% к ВВП), Финляндия (3,96%), Япония (3,33%) (рис.1). Однако, если рассматривать Казахстан в сравнении с другими странами, то очевидными является то, что доля затрат на исследования и разработки в ВВП страны очень мала и составляет 0,24%, но обращаясь к внутренней статистике страны, то здесь нельзя не отметить колоссальный тем прироста в 200% по этому показателю, который Казахстан продемонстрировал в период 1999-2009 годы. Наряду с Казахстаном высокими темпами прироста внутренних затрат на исследования и разработки показывает и Китай – 124%.
Таблица 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в 1999-2009гг.
Источники: OECD, Main Science and Technology Indicators database, February 2011, Агентство РК по статистке, 2011г.
Наряду с тем, нельзя не отметить в последние году положительную тенденцию роста расходов на НИОКР в Казахстане: в 2009 – 0,21%, в 2010-0,22%, в 2011 – 0,24% к ВВП. В структурном анализе внутренних затрат на исследование и разработки по источникам финансирования во всех странах большая часть приходится на бизнес и правительство. На долю этих секторов приходится около 80-90% всех финансовых вложений. Наиболее характерным структурным отличием Казахстана от развитых стран является преобладание доли государственного финансирования. В Казахстане можно наблюдать тенденцию уменьшения доли государственного сектора в проведении НИОКР на 28,3% в 2010 году по отношению к 2006году, при этом произошло резкое увеличение доли частного некоммерческого сектора с 1,1% в 2006 году до 9,2% в 2010году. В настоящее время в Республике Казахстан существует ряд проблем, связанных с кадровым обеспечением в сфере науки. Наблюдается долгосрочная тенденция снижения численности специалистов занятых в сфере научно-технического и технологического развития. По показателям ВЭФ «Доступность научных и инженерных кадров» Казахстан ухудшил свою позицию на 17 пунктов в 2010 году и занимает 91 место. Это связано с тем, что данная сфера не является привлекательной для долгосрочного карьерного роста ввиду характерных особенностей казахстанского рынка труда в научной сфере, которые, в первую очередь, проявляются в низком уровне оплаты труда, негативно сказывающемся не только на численности кадров науки, но и на их качестве. И только по итогам 2010 года было зафиксировано повышение данного показателя – 10870 человек, занимающихся исследованиями и разработками, что превышает аналогичный показатель в 2009 году на 7,7%.
Рисунок 1. Динамика показателей численности исследователей в Республике Казахстан в 2004-2010гг. Источник: Агентство РК по статистике, 2011г. По количеству исследователей, выполнивших НИОКР, Казахстан в настоящее время уступает многим зарубежным странам. К примеру, по данному показателю США превосходит Казахстана в 114 раза, Япония в 58 раз, Россия в 44 раза, Германия в 24 раза. В Казахстане наблюдается дефицит кадров, способных управлять инновационными процессами и проектами. В целом, несмотря на определенные позитивные сдвиги в области научной сферы кадровый состав науки Казахстана требует эффективной государственной поддержки и стимулирования. Как известно, развитие современного мира основано на прогрессе в научно-технологической и инновационной сферах. Этот процесс характеризуется значительной динамикой, скоростью изменений, которые подстегиваются нарастающей глобализацией экономической, политической и социально-культурной жизни различных стран и регионов – независимо от уровня их развития. Глобализация в целом явилась результатом более открытой экономической политики в растущем числе стран и значительного снижения затрат на транспорт и связь. Это усилило глобальную конкуренции. И сократило жизненный цикл продукции, вынуждаю компании быстрее разрабатывать новые продукты и услуги и вводить их в оборот. Глобализация делает знания все более общедоступными, происходит быстрая интернационализация сферы исследования и разработки и инноваций. Это в свою очередь воздействует на международное сотрудничество с сфере развития исследований и разработок, которое становится все более открытым и интенсивным. Быстро растущая интеграция различных технологий, приводящая к увеличению числа мультидисциплинарных технологий и знаний, также положительно повлияло на оба процесса: интернационализацию ИиР и инноваций. Чем выше потребность в междисциплинарных международных исследованиях, тем меньше возможности отдельной компании. Сложность делает инноваций более дорогостоящими и более рискованными, стимулируя компании находить партнеров с необходимым опытом, чтобы получить быстрый доступ к различным знаниям и технологиям. Причиной интернационализации ИиР является и их низкая себестоимость (к примеру, в развивающихся странах). Если инновации – основа процветания и конкурентных преимуществ в современном мире, то ускорение инновационного цикла – дополнительное усиление преимуществ в конкурентной борьбе. И все развитые страны учитываю этот фактор и пользуются им с целью усиления своих мировых позиций. Побеждает тот, кто запускает инновации раньше других. Международное сотрудничество в области науки, технологий, инноваций расширяет возможности государств, участвующих в этом процессе, - благодаря обмену идеями, знаниями, финансами, организационными и материальными возможностями и т.д. В развитых странах разработчики научно-технологической и инновационной политики придают все большее значение тем направлениям научно-технологического и инновационного развития, которые ориентированы на рост общественного блага, или благосостояния общества. Это прежде всего отрасли, ориентированные на поддержание здоровья – биотехнологии, нанобиотехнологии и фармацевтика. А также, это информационно-коммуникационные технологии, сфера влияния которых охватывает практически всю общественную жизнь, все виды производства и услуг и духовных, и материальных. В условиях происходящей трансформации экономики Казахстана и становления конкурентной системы хозяйства происходят радикальные преобразования его многоукладной экономки. Главное значение в повышении конкурентоспособности Казахстана приобретают технологические трансформации – преодоление технологической деградации, освоение техники современного пятого и перспективного шестого технологических укладов. К примеру, в России и в других странах в настоящее время поставлены задачи перехода к инновационному типу развития экономики, то в Казахстане – к индустриально-инновационному, ввиду еще не до конца развитого индустриального сектора экономики и ориентации на стратегию поддержки высокотехнологических производства, инновационного сектора и предпринимательства. Структурные трансформации в экономике Казахстана состоят в преодолении гипертрофии ориентированного на экспорт энергосырьевого сектора, опережающем развитии обрабатывающих отраслей, повышении пропорциональности и сбалансированности развития экономик, обеспечения на этой основе их устойчивого роста на базе модернизации производства, а именно – ускоренной модернизации. На основе этой центральной стратегии в качестве перспективной модели развития в 2010 году была утверждена Указом Президента РК Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы. Программа направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификации. И повышение ее конкурентоспособности. По результатам опроса, в число приоритетных для Казахстана на период до 2020 года вошли такие отрасли как – агропромышленный комплекс, горно-металлургический комплекс, энергетический сектор, сектор нефти и газа, машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, химия и нефтехимия, которые входят в число двенадцати приоритетных отраслей ГПФИИР.
Рисунок 2. Цели научно-технологического развития Казахстана до 2020 года. Источник: Данные Казахстанского инновационного портала Innovus – www.innovus.kz В 2012 году по данными технологиям в пилотном режиме совместно с бизнесом будут разработаны целевые технологические программы с соответствующими источниками финансирования для их реализации. Таким образом, при определении приоритетов инновационного развития Казахстаном были использованы самые передовые методы прогнозирования. Многие технологически развитые страны двигались к мировому лидерству в области науки и инноваций не одно десятилетии и имеют достаточно последовательную и долгую историю. Анализ показывает, что у Казахстана есть все шансы пройти собственный путь к инновациям наиболее успешно и стать в ряд с мировыми лидерами инноваций. Для того чтобы обеспечить высокие темпы ежегодного роста показателей инновационного развития в рыночных условиях, необходима целенаправленная государственная политика не только в инновационной и научно-технической, но и в социально-экономической сфере.
Список использованных источников:
1. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана, Казахстанская правда от 26.01.2012 г., №29. 2. «Новое десятилетие – новый экономический подъем - новые возможности Казахстана». Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Страна и мир № 4 (313), 1 февраля 2010 года. 3. Казахстанский инновационный портал Innovus – [сылка более недоступна} 4. Официальный сайт Агентства РК по статистике – [сылка более недоступна}
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||