Каталог статей

Муханбетова А.Е.

Анализ состояния и динамики государственного долга Республики Казахстан в 2007-2009 гг.

Увеличение валового внешнего долга в 2007 г. обеспечено, в основном, за счет заимствования банковского сектора  -  его долг вырос за год на 12,6 млрд. долл. и других секторов - прирост за год на 10.7 млрд. долл. Внешние обязательства Правительства РК остались на уровне начала года - 1,5 млрд. долл.  Внешняя долговая нагрузка распределена неравномерно по секторам экономики, сконцентрировавшись в частном секторе. Вместе с тем, общий объем банковского внешнего долга достаточно высок и несет определенные риски достаточности внутренних ресурсов банков, а также резервов Национального Банка.

Государственный и гарантированный государством долг снизился за 2007 г. на 1027 млн. долл. и составил на отчетную дату 2099,1 млн. долл.

Таблица 1

Размер государственного долга Республики Казахстан,2001-2008 гг.
(на начало года)

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Государственный долг РК

Всего, млрд тенге

562

574

580

610

586

705

1146

918

% к ВВП

21,6

17,7

15,4

13,2

10,0

9,3

11,3

7,2

Согласно данным таблицы 1, государственный внутренний долг Казахстана на протяжении последних лет находится на безопасном уровне и не выходит за пределы, превышение которых создало бы угрозу развитию страны. На начало 2007 года данный критерий составил 11,7%, увеличившись по сравнению с началом 2006 года на 2,2 процентных пункта (9,5%).

Государственный долг РК на 1 января 2009 года составил 1 трлн 330 млрд тенге, по сравнению с началом 2008 года увеличился на 412 млрд тенге.

Внутренний правительственный долг составил 820 млрд тенге, или 80,8% от государственного долга. За 2008 год он увеличился на 308 млрд тенге в результате того, что на рынке ценных бумаг республики в 2008 году было размещено государственных эмиссионных ценных бумаг на сумму 465 млрд тенге, а погашено на сумму 158 млрд тенге.

Внешний долг составил 195 млрд тенге, или 19% от правительственного долга, всего правительственный долг составляет 1 трлн 15 млрд тенге.

В 2009 году республиканский бюджет исполнен с дефицитом, размер которого составил 510,9 млрд. тенге (в 2008 году - 327,5 млрд. тенге) (см. рис. 1).

Рис. 1. Исполнение государственного бюджета РК

Местные бюджеты в 2009 году были исполнены с профицитом в 19,6 млрд. тенге (в 2008 году - дефицит в 12,8 млрд. тенге), который сложился исходя из увеличения доходов на 15,8%, при этом затраты увеличились на 12,4%, сальдо по операциям с финансовыми активами в 2,1 раза, а чистое бюджетное кредитование снизилось на 85,0%.

Согласно данным таблицы 2, в 2009 году в целях финансирования дефицита бюджета несколько увеличился государственный и гарантированный государством долг.

В частности, согласно данным таблицы 2, темп роста долга государства по результатам 3 квартала 2009 г. к аналогичному периоду прошлого года составил 16%,

Таблица 2

Исполнение государственного бюджета РК, млрд. тенге

2007

2008

9 мес.2008

9 мес.2009

Поступления

2887,9

4034,4

2523,8

2575,6

Ненефтяные поступления

2640,3

2968,1

2062,5

1663,5

Расходы

3113,6

4373,8

2483,6

2684,1

Дефицит (профицит) бюджета (правая шкала)

-215,3

-333,2

-232,1

-240,2

Ненефтяной дефицит (профицит) бюджета (правая шкала)

-473,3

-1405,7

-695,6

-1154,7

Государственный и гарантированный государством долг (правая шкала)

983,7

1398,4

1 450

1 675

Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенные на определенный момент времени фактические и ничем не обусловленные обязательства резидентов данной страны перед нерезидентами, которые требуют выплаты основного долга и/или процентов.

Валовой внешний долг (ВВД) республики за 2009 год показал прирост более, чем на 4 млрд. долл. США (далее - млрд. долл.) и составил на 31 декабря 2009 г. 1 I 1,7 млрд. долл.

С 2007 года наблюдалось постепенное (и особенно заметное в конце 2008 года) наращивание внешних заимствований «Других секторов». В итоге, к концу 2009 года в структуре ВВД по секторам экономики произошли значительные изменения: доля внешнего долга «Банков» сократилась с 47 до 30%, а доля «Других секторов» возросла с 50 до 70% за 2 года.

Прирост ВВД в 2009 г. обеспечен, в основном обязательствами «Других секторов» (увеличение на 11,6 млрд. долл.). Внешний долг сектора «Банки» снизился за год на 9,1 млрд. долл., внешние обязательства сектора «Государственное управление» (Правительство Республики Казахстан) выросли на 0,6 млрд. долл.

До середины 2007 года рост ВВД был связан в основном с внешним заимствованием сектора «Банки» (включающего банки второго уровня и АО «Банк Развития Казахстана»). За 2008-2009 гг задолженность банков по ссудам снизилась за год на 11,6 млрд. долл. и на 31.12.09 г. составила 23,5 млрд. долл. В целом, снижение внешних обязательств банков наблюдается как по краткосрочным, так и долгосрочным ссудам.

Внешний долг банков по долговым ценным бумагам увеличился незначительно и составил 2,7 млрд. долл.

Соответственно, предпринимались и будут предприниматься различные меры по ограничению внешнего долга банков второго уровня. Гарантированный государством внешний долг снизился, с учетом курсовых колебаний, на 26,8 млн. долл., при этом освоение составило около 35 млн. долл., погашение основного долга - 58 млн. долл.

Согласно данным таблицы 3, в целом, государственный и гарантированный государством долг увеличился за год на 1554,8 и составил на 1 января 2010 года 3721,8 млн. долл.

Таблица 3

Динамика валового внешнего долга в аналитическом представлении    (млн. долл.)

 

31.12.05

31.12.06

31.12.07

31.12.08

31.12.09

Государственный и гарантированный государством внешний долг

2 175,0

3 124,6

2 099,0

2 167,0

3721,8

в % от Итога

5,0

4,2

2,2

2,0

3.3

Негарантированный государством внешний долг

41 253,5

70 889,4

94794,1

105545,5

108007,8

в % от итога

95,0

95,8

97,8

98.0

96,7

ИТОГО

43 428,5

74014,1

96 893,0

107712,6

111 729,6

Негарантированный государством внешний долг за 2009 г. вырос на 2,5 млрд. долл. Составляющими этой категории долга являются задолженность Банков, прямые иностранные инвестиции (за исключением акционерного капитала и реинвестированной прибыли) - так называемая «межфирменная задолженность» (которая в соответствии с методологией включает только обязательства нефинансовых предприятий), и другие долговые обязательства (прочая задолженность).

В связи с погашениями банками займов, привлеченных от кредиторов из Нидерландов, обязательства перед ними продолжают уменьшаться, хотя к концу года продолжали составлять около 40,7 млрд, долл. или 36,4 % ВВД (38,8 % на 31.12.08 г.). Также крупными кредиторами для Казахстана остаются Великобритания - 7,5 млрд. долл. и США - 8,4 млрд. долл. Наряду с этим примечателен рост задолженности в течение 2009 г. перед Китаем (более 5,7 млрд. долл. за 2009 г.).

Расходы   по  обслуживанию  ВВД  продолжают оставаться   серьезным   бременем, в Таблице 4 показано обслуживание ВВД в части долгосрочного долга.

Таблица  4.      Обслуживание долгосрочного внешнего долга   (млн. долл.)

 

2005

2006

2007

2008

2009

Погашение и реорганизация основного долга

9355,5

9 124,6

20 149,3

26 05 1 ,2

25595,1

Государственный и

гарантированный государством

1088,1

197,9

622,1

133,1

133,0

Негарантированный государством

8 267,4

8 926, 7

/9527,2

25 918,1

25462,1

Платежи вознаграждения и иные

сопутствующие платежи

1698,3

2 722,8

5 296,0

5 756,8

5035,9

Государственный и

гарантированный государством

170,6

91,8

74,4

64,7

59,5

Негарантированный государством

I 527,7

2631,0

5221,6

5692,1

4976,4

Всего

11 053,8

11 847,5

25445.3

31 807,9

30631,0

На обслуживание внешнего долга правительства израсходовано свыше 65 миллиарда тенге бюджетных средств, а для погашения дефицита республиканского бюджета привлечены государственные займы на сумму 609,8 миллиарда тенге – излишнее заимствование привело к образованию свободного остатка средств республиканского бюджета, которое по сравнению с 2008 г увеличилась в 8,5 раз и составило 56 миллиарда тенге.

В 2009 году в основном осуществлялось долгосрочное заимствование в различные долгосрочные инвестиционные проекты.

По завершению подготовительных работ по введению объектов в эксплуатацию и начала производства и реализации товаров и услуг, относительные показатели ВВД/ВВП и ВВД/'ЗТУ могут улучшаться.

Будущие доходы от экспорта товаров и услуг, произведенных в рамках данных проектов, должны способствовать своевременному погашению обязательств, связанных с их финансированием.

В настоящее время по уровню внешней задолженности Казахстан следует отнести к странам с повышенным показа­телем. С учетом экспортного потенциала республики и начи­нающегося экономического подъема этот показатель должен улучшиться, что благоприятно отразится на общей кредитоспособности страны.

В Республике Казахстан в процессе управления государственным долгом прави­тельство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, креди­ты, гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантией, порядок выпуска и обращения го­сударственных займов, порядок предоставления и возврата государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.

Для Казахстана, как для страны, формирующей эффективную систему управления долгом для обеспечения надлежащей экономической безопасности, представляется целесообразным снизить темпы роста по отдельным направлениям внешнего долга и достичь на среднесрочном периоде формирования валового внешнего долга в коридоре 65-70% к ВВП.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2006 г.) – Алматы, 2006.

2. Указ Президента РК от 29 декабря 2006 года № 234. О Концепции по управлению государственным и валовым внешним долгом.

3. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2008 г. № 96-IV «О республиканском бюджете на   2009 - 2011 годы»

4. Программа правительст­венного и гарантированного Правитель­ством заимствования на 1999-2008 годы.

5. Правила выпуска, размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных казначейских обязательств Республики Казахстан. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 2004 года № 941.

6. Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2006 - 2008 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 2005 года № 523.

7. Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы.  Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от «29» августа 2007 года № 754.

8. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана».

9. Амринова А. Об использовании внешних заимствований Республики Казахстан// Сборник «Рынок: проблемы становления и развития». – Алматы, 2007.