Каталог статей

Дивиренко Яна Андреевна

Особенности процессов гармонизации и унификации налоговых систем стран Евросоюза

Актуальность темы. Образование  и развитие мирового хозяйства обуславливает выход  производительных сил, факторов производства за рамки национальных государств. Возникает большая свобода перемещения всех элементов хозяйственной деятельности: капитала, труда, финансов. В условиях  глобализации современной экономики и развития интеграционных процессов первоочередной задачей становятся гармонизация налоговых систем. Гармонизация налоговых систем означает, систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международное сообщество. Сейчас это особенно актуально в условиях сложившегося мирового финансового кризиса.

Цель исследования – выявление проблем гармонизации и унификации налоговых систем и выявление путей их решения.

Изложение основных результатов. Самым ярким проявлением интернационализации и роста взаимозависимости хозяйственной жизни государств является экономическая интеграция в рамках ЕС. Гармонизация и унификация налоговых систем стран - членов ЕС стала мощным средством обеспечения интеграционных процессов внутри ЕС. Согласно Договору об образовании ЕЭС, вступившему в силу в 1958 г., унификации подлежали налог с оборота (НДС) и иные косвенные налоги. В рамках ЕС налог на добавленную стоимость стал важным инструментом борьбы за рынки сбыта с третьими странами, в частности с США, так как в соответствии с правилами ВТО, страны ЕС уменьшают на величину этого налога цены экспортируемых ими товаров и услуг.

Концепция налоговой гармонизации возникла в процессе развития экономической интеграции в рамках Европейского Союза.

Налоговая гармонизация предлагает создания территории с единым  налоговым  режимом. При этом, все страны должны обязательно придерживается  следующих основных принципов, разработанных странами-членами ЕС:

- налоговая политика государств должна обеспечить свободу продвижения товаров и граждан;

- национальная налоговая политика не должна вступать в противоречие с налоговой политикой других стран;

налоговая политика должна предотвращать двойное налогообложение.

Налоговая гармонизация в ЕС ставит перед собой такие цели, как:

а) упразднение налоговых границ для того, чтобы сделать равные конкурентные условия для  хозяйствующих субъектов;

б) объединение и унификация внутреннего рынка ЕС как основного двигателя интеграционных  процессов в регионе;

в) приведение в соответствие структуры  налоговых систем, порядка взимания основных видов налогов во всех странах сообщества.

В области налогообложения доходов компаний интегрирующих государств должны присутствовать следующие факторы: унификация  налоговой базы, сближение налоговых ставок, недопущение двойного налогообложения, обмен информацией о полученных доходах и дивидендах. Основой гармонизации в сфере налогообложения доходов является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и степени участия в процессе интеграции, гармонизация и унификация налоговых законодательств, постоянность и этапность  реализации выработанных   налоговых законодательств.

Для создания реальных условий гармонизации в сфере налогообложения и унификации налоговых законодательств, прежде всего, необходимо глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны-участницы ЕС, с целью выявления состояния налоговой системы, преимущества и недостатков функционирования налоговой системы и налогового механизма. Следующим этапом в сложном и многогранном процессе является сравнительный анализ, выявление сходства и различий в  налогообложении, использование позитивных моментов налогового законодательства и налогового механизма отдельных стран в гармонизации. Утверждены основные прямые и косвенные налоги, подлежащие  гармонизации. Прямые налоги это: налог на прибыль (доходы) юридических лиц, налог на доходы физических лиц, социальный налог, налог на имущество (недвижимость) юридических и физических лиц. К косвенным налогам  отнесены: налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Опыт стран-участниц ЕС показал, что система взимания косвенных налогов в большей степени подлежат к гармонизации, так как они оказывают наибольшее влияние на взаимную торговлю, ценообразование товаров и составляют значительную долю налоговых  поступлении в бюджет всех государств ЕС. Следует отметить, что в развитии взаимной торговли, немаловажное значение имеет порядок взимания НДС. В настоящее время все страны ЕС перешли на принцип «страны назначения», который предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров (работ и услуг) и возврат НДС из бюджета по ресурсам использованным на экспортируемые товары. Практика показывает, что некоторые недоработки допущенные в налоговом законодательстве по НДС свидетельствуют о наличии двойного налогообложения. Дело в том, что ни в соглашениях, ни в национальных законодательствах стран четко не определено понятие экспорт услуг и работ. В результате возникает ситуация, когда услуги и работы, реализуемые нерезидентом облагаются и в стране происхождения, и в стране назначения. Для устранения такой негативной практики, необходимо установить единый перечень экспортируемых и импортируемых работ и услуг, а также унифицированный порядок их налогообложения. Одной их важных проблем преодоления препятствий возникших в гармонизации налоговых систем в рамках ЕС, является гармонизация налогообложения прибыли (доходов) хозяйствующих субъектов.

В современный период страны СНГ по разному подходят к налогообложению имущества (недвижимости). В целях гармонизации налогов на собственность, следует определить общие принципы налогообложения имущества (недвижимости) юридических и физических лиц. В рамках стран ЕС не установлены общие подходы налогообложения имущества физических лиц. Существуют различия в объекте налогообложения, применений ставок налога. В гармонизации налоговой системы особое внимание следует обратить на гармонизацию процедур налогового администрирования, так как налоговые службы стран-участников ЕС формируют и реализуют совместную работу по налоговому администрированию в сложившемся или складывающемся правовом пространстве. Для этого требуется тщательный анализ принципов налогового администрирования по следующим основным направлениям:

- унификация структур и функций органов налоговой службы;

- установление одинаковых прав и обязанностей, ответственности должностных лиц органов налоговой службы и налогоплательщика;

- введение единого порядка учета налогоплательщиков и объектов связанных с налогооблажением;

- введение одинаковых способов взыскания налоговой задолженности;

- установление совместных принципов форм и методов налогового контроля.

В процессе разработки совместных принципов налогового администрирования, необходимо определить специфические формы и методы налогового контроля, рассмотреть возможности унификации составов нарушения налогового законодательства, установить единые размеры минимальных и максимальных штрафных санкций за единообразные нарушения. За последние годы  в рамках ЕС проделана большая работа по гармонизации налоговых систем. Несмотря на это процесс идет очень медленно. И дело тут не только в различиях налогооблагаемой базы, ставок налога, множества различных налоговых льгот  и темпах развития экономики стран. Проблема еще и в отсутствии взаимной информации об отдельных уплаченных налогах или об объеме уплаченных налогов об отдельных секторах экономики. Для информационного обеспечения процесса гармонизации необходимо создание интегрированной базы законодательств, статистической и другой экономической информации.

Выводы. В настоящее время все страны ЕС находятся на том или ином этапе реформирования налогового законодательства. Практика показывает, что развитие налоговых законодательств идет в направлении гармонизации, т.к. только в этих условиях возможно обеспечение свободного перелива капитала, товаров, услуг, рабочей силы, а также равные конкурентные условия. Гармонизацию налоговых законодательств в сфере налогообложения  необходимо рассмотреть как одна из основных направлений интеграции.

В заключение необходимо отметить эволюционный характер всех изменений, осуществляемых в рамках процесса построения единого европейского рынка. На создание таможенного союза ушло примерно 45 лет, однако в настоящее время темпы ускорились и на создание единого пространства, где будет взиматься гармонизированный НДС, отводится значительно меньше времени. В любом случае о возможных изменениях становится известно заблаговременно, не менее чем за 1 год. Принципиальные изменения планируются и становятся известными общественности в долгосрочной (до 5 лет) перспективе, что позволяет субъектам предпринимательской деятельности осуществлять стратегическое планирование.