Каталог статей | |||
Калаганова Н.Ж. Проблемы и перспективы прямой инвестиционной политикиПритоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, социальной напряженностью, разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса национальной валюты и ее неконвертируемостью и др.Правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в национальную экономику. Наше законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие политики просто боятся прямых иностранных инвестиций. Некоторые убеждены, что иностранные инвестиции – это не более чем “надувательство”, и что зарубежные компании откровенно эксплуатируют казахстанскую экономику. В настоящее время в Казахстане, по-видимому, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности экономики. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность казахстанского производства, дальнейшее уменьшение доли казахстанского рынка, занятой товарами казахстанского производства. Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в Казахстане не соответствует потенциалу казахстанского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока иностранных средств. Объемы займов от иностранных государств в республике постоянно растут. Следует помнить, что возврат таких сумм с процентами - нелегкое бремя для нашей страны. Поэтому недостатки в области привлечения иностранного капитала, которые имели место ранее, недопустимы впредь. В будущем в инвестиционной политике особое внимание следует уделить стимулированию отечественных инвестиций в развитие производственной сферы. Для этого потребуется и активизация фондового рынка. Инвестиции из сферы обращения должны переходить в сферу производства, это позволит создать новые рабочие места и сократить численность безработных. Сейчас в Казахстане благодаря бюджетным инвестициям в инфраструктуру, транспорт, социальные объекты по всей стране создано уже около 100 тысяч рабочих мест. Безработица остановлена на уровне 7,2 процентов, и есть уверенность, что выше этого порога она не поднимется. (По оценкам немецких экономистов, предельная величина этого показателя не должна превышать 6-7%, в противном случае в стране начинает усиливаться социальная напряженность). Совершенно очевидно, что экономический подъем и стабилизация развития требует обеспечения соответствия (пропорциональности) между производством и потреблением, а в условиях рыночной экономики формой этого соответствия является наличие рыночного равновесия спроса и предложения. По поводу рецептов оздоровления экономики в условиях рынка М. Фридмен точно заметил, что достаточно обеспечить стабильность денежной единицы, как производство под влиянием конкуренции, стимуляторов и рычагов рынка само начнет наращиваться и саморегулироваться. Естественно, это верно при условии, что рыночные институты сформированы, отлажены и действует механизм рыночной конкуренции. Однако в практике развитых стран есть другой путь решения проблемы стабилизации ситуации и последующего подъема экономики. Этот путь основывается на выводах Д.М. Кейнса о том, что в условиях спада эффективный спрос, стимулирующий производство, должен осуществляться государством с помощью сильной защиты населения и сложившегося уровня его доходов с регулированием ставки банковского процента и активизацией инвестиционных механизмов инновационной деятельности предприятий. Единственный путь достижения экономического роста - оживление отечественного производства. При отсутствии возможности развивать крупномасштабную тяжелую промышленность, машиностроение следует сосредоточиться на развитии мелких, малых и средних производств. Результативность инвестиционного процесса зависит не только от объемов инвестиций, но и от их эффективности. В свою очередь, на показатель эффективности инвестиций оказывают влияние динамика и объем трансакционных издержек. Для их снижения необходимо осуществить меры, предусматривающие развитие рыночной инфраструктуры (маркетинг, консалтинг, проектное финансирование, мониторинг инвестиционных проектов, система информации и т.д.); регулирование цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий (услуги железнодорожного транспорта, связи, электроснабжения, арендная плата за производственные помещения, особенно для малого бизнеса); защита собственности и личности инвестора от криминогенной среды и другие. Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, можно предложить несколько решений этих наболевших проблем. Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного “голода” в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков как защита имущественных интересов отечественных и иностранных инвесторов в Казахстане. Следует определить общие принципы страхования инвестиций: перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых возникает обязанность страховщика по возмещению инвестору нанесенного его интересам ущерба; размеры страхового взноса; порядок заключения страховых договоров. В Указе Президента РК, имеющем силу закона, "О страховании" от 03.10.95 г. отмечается, что иностранные инвесторы производят страхование рисков, связанных с осуществляемой ими в республике деятельности, в страховых организациях республики. В ближайшее время следует особое внимание обратить на развитие рынка ценных бумаг, без которого дальнейшее развитие инвестиционного процесса невозможно. Как показывает анализ, инвестиции в большинстве хозяйствующих субъектов могли бы значительно оживиться, если бы они (не акционеры) активно работали на фондовом рынке. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть отечественных предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций акционерных обществ, владеющих предприятиями. Поэтому создание вторичного рынка ценных бумаг - актуальнейшая проблема. Необходимо предусмотреть дальнейшую дифференциацию импортного тарифа, и, в частности, ставок пошлин на машины и оборудование. Необходимо значительно облегчить импорт тех машин, которые не производятся в Казахстане, но которые способствуют быстрому научно-техническому росту экономики. Одновременно следует проводить умеренно протекционистскую политику в отношении тех отраслей отечественного машиностроения, которые могут обновить производственный потенциал казахстанской промышленности. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями; радикализация борьбы с преступностью; торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию; запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы. В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить: принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для Казахстана проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок “под ключ”; создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в Казахстане; разработка и принятие программы укрепления курса тенге и перехода его к полной конвертируемости. Президент РК Н.Назарбаев, выступая на 21-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республике Казахстан 12 июня 2009 года, отметил: «Анализ глобальных трендов указывает на то, что инвесторы во всем мире ищут новые сферы приложения капитала. Идет переориентация с краткосрочных спекулятивных вложений на долгосрочные инвестиции в традиционные отрасли. Одновременно идет поиск новых растущих сегментов. Казахстану в этом плане есть, что предложить. У нас есть привлекательные базовые отрасли экономики, такие как сельское хозяйство, и есть потенциал для новых отраслей – например, возобновляемой энергетики. В этой связи, следует использовать изменения в поведении инвесторов и наши возможности в традиционных и новых отраслях. Кроме того, формирование единого Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном открывает новые возможности для инвесторов. Мы создаем единый рынок с населением более 170 миллионов человек и суммарным ВВП почти в 2 триллионов долларов по итогам 2008 года. Уже с 1 июля 2010 года будет отменено таможенное оформление товаров между тремя странами.Следует активизировать политику привлечения прямых иностранных инвестиций. Это создаст более сбалансированную и устойчивую структуру капитала в экономике, позволит снизить риски, связанные с преобладанием долгового капитала». Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных иностранных прямых инвестиций в Казахстан.
Использованная литература: 1. Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 1997 2. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джефри В. Бейли. Инвестиции. –Москва, 1997 3. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана. –Алматы, 1998 4. Смешанное общество: мировой опыт и Казахстан. – Алматы, 1998 5. Архив выступлений Президента РК Н.Назарбаева – www.akorda.kz
| |||