Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ильченко С.В., Липинская А.А. Электронная торговля и транспортОдной из важнейших компонент развития современного общества является быстрый и повсеместный доступ к информации. Значение глобализации информационного пространства для развития экономики государства не просто очевидно, но и подтверждено рядом крупных исследовательских проектов, по ряду объективных и субъективных причин осуществляемых в большинстве своем, к сожалению, зарубежными специалистами. Доступ к информационным технологиям обеспечивает немедленную доставку данных о рынках, биржах, облегчает проведение социологических опросов и формирует покупательский спрос благодаря использованию медиаресурсов, предоставляет возможность быстрого общения с партнерами, компактное хранение и моментальный доступ к данным, уменьшение затрат на производство, совершенствование структуры потоков информации и документооборота в фирме, получение более рациональных вариантов решения поставленных задач за счет использования интеллектуальных систем, более того, в результате создания всемирной информационной системы сама информация стала рассматриваться как фактор производства, экономический ресурс, один из ключевых єлементов, влияющих на рост конкурентоспособности предприятий, способный по оценкам экспертов повысить производительность каждой из сфер экономики на 70-80%.Мировые расходы на информационные технологии (компьютеры, серверы, ПО, услуги и прочее) без учета колебаний курса валют в 2010 г. выросли на 8% в сравнении с 2009 г., до более, чем $1,5 трлн., сообщает International Data Corporation (IDC, аналитическая компания, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий). Согласно новому прогнозу компании Gartner (октябрь 2011 г), мировые расходы предприятий на информационные технологии в 2012 году должны составить $2,7 трлн. [1]. Та же компания IDC составила отчет, в котором отметила, что наиболее высокие темпы роста будут наблюдаться на предприятиях розничной торговли, транспорта, коммуникаций, ЖКХ и энергетики – от 15% до 17% в год [2]. Проблемы, связанные с таким стремительным ростом влияния ИКТ на все отрасли экономики не могут оставаться без внимания. Процесс формирования новой информационной среды и, как следствие, новая расстановка сил на рынках – товарных, транспортных услуг, финансовых – тема многих научных трудов и аналитических исследований украинских и зарубежных ученых и специалистов, работающих в этом направлении. Вхождение Украины в мировое информационное пространство в качестве полноправного участника предполагает наличие внутренней информационно-коммуникационной системы (ИКС), составные элементы которой соответствуют мировым стандартам и требованиям. Под составными элементами в данном случае имеются в виду субъекты, включенные в систему (лица, предоставляющие и потребляющие информацию), объекты направленного воздействия (информационные технологии и средства их обеспечения, соответствующая инфраструктура и производство информационных продуктов и услуг), и взаимоотношения между ними. Для того, чтобы понять и оценить этап развития, на котором находится Украина по отношению к другим странам, в том числе и в отношении наличия ИКС, ее качества и соответствия общемировым критериям, не лишне обратиться к общепризнанным источникам. В настоящее время одним из важнейших показателей потенциала страны и возможностей ее развития является Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) и Индекс конкурентоспособности. Таблица 1 Рейтинг стран мира по индексу сетевой готовности, 2011-2012 гг. (The World Economic Forum, 2012)
Источник: [3] Таблица 2 Рейтинг конкурентоспособности стран мира, 2012 г. (The World Economic Forum, 2012)
Источник: [4] При проведении исследования среди прочих принимались во внимание показатели технологической обеспеченности в стране ее секторов экономики и населения, с точки зрения инновативности, доступности, безопасности для домохозяйств и деловой среды. Причем, уровень развития страны, оценённый по каждому отдельному критерию, прямо или косвенно предполагает наличие информационно-коммуникационной среды для эффективного осуществления государством своей деятельности. Одним из приоритетных направлений развития на ближайшие годы становится обеспечение всех секторов экономики ИКТ, при отсутствии которых сегодня уже невозможно каким-бы то ни было образом претендовать на более продвинутые позиции на мировом рынке. Тем более, что степень интеграции ИКТ в механизм ведения международного бизнеса внушает уверенность, что развитие торговли в ближайшем будущем будет полностью ориентировано и подкреплено информационно-коммуникационной системой. Изменения затрагивают и непосредственно саму схему поставок: развитие рынка происходит в режиме реального времени, присутствует большая «прозрачность» всей сети, появляется возможность моментального реагирования на изменения, происходящие на рынке, следствие чего - выбор новых стратегий, предоставление производителям возможности ощутить эффект масштаба с позиций пространственной концентрации и будущей дистрибуции их продукции. На практике это приводит к увеличению дальности перевозок грузов к рынкам сбыта. Пока в литературе не представлены какие-либо аналитические материалы, подтвержденные конкретными данными, в отношении непосредственного влияния е-торговли на формирование транспортных потоков. Оценка количественных показателей влияния В2В и В2С на транспортировку грузов присутствует в работе [5]: в ней предложен прогноз на 2005 г., где определено, что в результате использования В2В и В2С дополнительно будет перевезено 3,5 млн. т грузов. Предполагается, что все они будут перевозиться небольшими грузовиками. Это приведет к 9% росту количества поездок из-за В2В и 8% - из-за В2С, итого - 17%. Основной фактор, меняющий традиционный подход к системе поставок, заключается во все возрастающей роли прямого контакта между производителем и розничным продавцом, между дистрибьютором и покупателем (заказчиком) при взаимодействии В2С, в котором спрос на транспорт весьма непредсказуем, поскольку он обусловлен заказами, размещенными большим числом покупателей. Основная задача заключается в том, чтобы управлять системой его выполнения, в целом таким образом, чтобы удовлетворить ожидания потребителя, контролируя при этом товарные запасы и транспортные расходы. Принципиальным является то, что использование нового вида торговли и способов доставки существенно сокращают частные туры. С другой стороны, происходит увеличение малотоннажного транспортного потока (рост количества поездок), который должен быть распределен по многим постоянно меняющимся адресам, рост километража, в случае заказов и поставок на дальние расстояния. Т.об., онлайновые транзакции с частными заказчиками приводят к атомизации транспортного потока, и как следствие его увеличению. Однако будущую конфигурацию и структуру потока во многом должно определять качество системы поставок, поскольку же объемы е-торговли растут экспоненциально и в виду дороговизны поставок непосредственно в домохозяйства, необходимо построение корреспондирующих логистических моделей (кооперация, совместные поставки, точки выдачи и т.д.). Построение торговли по модели В2В в наименьшей степени влияет на формирование транспортного потока, его рост и увеличение километража определяется, прежде всего, ростом производственных поставок и состоянием экономики в целом. Обобщить роль ИКТ в развитии транспортного комплекса можно, объединив ее в три блока-влияния: - на всех участников цепи поставок; - на формирование транспортного спроса; - на процесс. В таких условиях транспортная политика должна быть откорректирована, что формально можно обозначить следующими важными моментами: В краткосрочном периоде: - изменение существующей системы дистрибуции на более эффективную (при передвижении на дальние расстояния путем использования наиболее эффективных видов транспорта, для небольших партий путем построения безопасной системы доставки грузов в домохозяйства или в места сбора и распределения товаров); - регулирование устаревших правил и норм, препятствующих построению новых схем поставок; - максимально эффективное использование наличной транспортной и ИК инфраструктуры; - построение программы специфических координирующих действий. В долгосрочном периоде: - необходимо проведение фундаментальных исследований в отношении выполнения е-коммерцией новых социальных функций и возможностей использования этого феномена транспортным комплексом; - на высшем уровне должны быть решены проблемы, связанные с вопросами охраны окружающей среды, конфиденциальности, безопасности; - транспортная политика должна быть максимально интегрирована во все процессы принятия экономических решений и построения программ развития. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. В 2012 г. предприятия потратят на ИТ $2,7 триллиона [Электронный ресурс] ― Режим доступа к документу: [сылка более недоступна} 2. Аналитики назвали отрасли с самыми быстрорастущими ИТ-затратами в России [Электронный ресурс] ― Режим доступа к документу: [сылка более недоступна} 3. The Global Information Technology Report 2012 /[by editor. S. Soumitra Dutta, B. Bilbao-Osorio]. ― The World Economic Forum’s, 2012 ― 441 c. 4. The Global Competitiveness Report 2011-2012 /[by editor. K. Schwab]. ― The World Economic Forum’s, 2011. ― 544 c. 5. Noordzij K. J. Nieuwe wijn in oude zakken // K. J. Noordzij / Transport en Logistiek Nederland, Zoetermeer, 2000. ― 51 р.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||