Каталог статей |
Васалия Д.С.Савенков В.И. Основные направления инвестиционной политики УкраиныИсследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Построение в Украине суверенного независимого демократического, правового государства возможно лишь при условии наличия современной рыночной экономики. Такая экономика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей человека, а не своих собственных.Необходимый общий объем инвестиций в экономику составляет свыше 40 млрд. долл. США За последние годы ежегодные иностранные инвестиции не превышают 300 млн. долл., что свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате на Украине и о не взвешенной инвестиционной политике, отсутствии надлежащего механизма обеспечения гарантий инвесторам. Более того, наметилась стойкая тенденция к снижению объема иностранных инвестиций, которая побуждает к разработке эффективного законодательства и инвестиционной политики и безоговорочного их выполнения. Его разработка и принятие идет в сложных условиях и при наличии противостояния. С одной стороны, иностранный инвестор навязывает свои требования и правила, которые ущемляют интересы Украины. А со второй стороны, известное и удачно реализованное в Китае правило Дэн Сяо Пина: «Не важно какой масти кошка лишь бы она исправно ловила мышей» и реалии той же экономической ситуации в Украине заставляют идти на уступки иностранным инвесторам. Такая полярность интересов понуждает не только вырабатывать стабильную инвестиционную политику с ее стратегией и тактикой, но и неукоснительно и последовательно ее реализовывать в законодательстве и в практической деятельности. Инвестиционная политика является составной частью инвестиционного процесса. Инвестиционная политика определяется на микро уровне и определяется каждым инвестором самостоятельно. В то же время должен быть и макро уровень такой политики, которая формируется в государстве и определяет его место в экономических процессах и непосредственно сказывается на характере, видах инвестиций и объектах инвестирования. Инвестиционная политика определяется как система хозяйственных решений, которые определяют объем, структуру и направление капитальных вложений, которые обеспечивают рост и обновление фондов. При этом необходимо различать инвестиционную политику государства (макро уровень) и инвестиционную политику инвестора (микро уровень). Последняя включает в себя определение цели инвестора и объема инвестируемых средств, анализ рынка ценных бумаг, формирование портфеля ценных бумаг, просмотр инвестиционного портфеля, оценку его эффективности. Оба уровня тесно связаны между собой. Однако реализуются они самостоятельно в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы и цели. Инвестиционная политика Украины определена рядом нормативных актов. Однако наиболее полно свое выражение нашла в утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины «Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики» от 1 июня 1995 г. № 384. В ее преамбуле отмечается, что ограниченные финансовые ресурсы Украины не дают возможности обеспечить на этапе реформирования экономики структурные изменения в областях народного хозяйства и строительства жилья и объектов социально-культурного назначения в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Политика Украины направлена не на вывоз капитала за границу, а на ввоз и оставление в Украине. Так, по оценкам отечественных экспертов, ежегодно в Украину ввозится автомобилей на 1,5 млрд. гривень, что равняется ежегодному объему иностранных инвестиций. С реализацией программы «Украинский автомобиль» значительная часть этих средств останется в Украине и будет инвестировать ее экономику. Но широко разрекламированный инвестиционный проект страдает существенными недостатками и не учитывает субъективного фактора, а потому фактически провален. К тому же не учтена общая тенденция развития мирового автомобилестроения, где по оценкам специалистов в ближайшее время останется несколько крупных автомобильных компаний, которые вытеснят мелкие. И как бы нам не хотелось сохранить программу «Украинский автомобиль» у нее будущего нет вследствие существенного технического и технологического отставания. Инвестиционная политика должна строится с учетом реалий экономического положения, наличных природных и трудовых ресурсов, климата, геополитического положения, существующей рыночной инфраструктуры и других факторов.
Литература
1. Закон України “Про інвестиційну діяльність”. 2. Інвестиції в Україні. Під ред. С. І. Вакарина (Міжнародний валютний фонд). - К.: “Конкорд”, 1996. 3. Уринсон “Активизация инвестиционной политики”. Журнал “Экономист” №9 за 1997 год; |