Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведерникова Наталья Вячеславовна Бюджетная политика муниципальных образований (на примере муниципального образования «Медведевское городское поселение» Республики Марий Эл)Процесс планирования доходной части местного бюджета начинается с составления базового бюджета. Анализируются ожидаемые ежегодные поступления от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством. Одновременно проводится сравнительная оценка с фактическим поступлением доходов прошедшего года.Доходную часть местного бюджета муниципального образования «Медведевское городское поселение» Республики Марий Эл характеризуют данные таблицы 1. По данным таблицы 1 видно, что за период с 2009 по 2011 годы в доходах местного бюджета преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета. Это говорит о том, что собственных доходов МО «Медведевское городское поселение» не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы. Таблица 1 - Доходы местного бюджета МО «Медведевское городское поселение» в 2009 – 2011 гг., тыс. руб.
Доля налогов в общем объеме поступлений местного бюджета МО «Медведевское городское поселение» показана в таблице 2. Анализируя структуру доходов за период с 2009 по 2011 года, прослеживается снижение удельного веса налоговых и неналоговых доходов от общего поступления, с одновременным ростом доли финансовой безвозмездной помощи от общего объема доходов. Местный бюджет МО «Медведевское городское поселение» находится в большой зависимости от вышестоящего бюджета бюджетной системы. Снижение или не значительный рост собственных доходов приводит к увеличению объема финансовой помощи (табл. 2). Если смотреть в целом на показатели, то можно сказать, что наблюдается рост в поступлении налоговых доходов, как в целом, так и по видам основных налоговых доходов. Следует отметить, что снижение доли собственных доходов происходит не только за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам не выгодно обеспечивать рост собственных доходов. Таблица 2 - Структура доходов местного бюджета МО «Медведевское городское поселение» в 2009-2011 гг., %
Местный бюджет МО «Медведевское городское поселение» находится практически в полной зависимости от бюджета вышестоящего уровня (областного бюджета), то есть район является более чем на 50% дотационным. Финансовая помощь складывается из дотаций, субвенций, субсидии. Доходную часть местного бюджета, в общем, характеризуют данные таблицы 3. По данным таблицы видно, что за период с 2009 по 2011 годы в доходах местного бюджета МО «Медведевское городское поселение» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи из вышестоящего бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается. Это говорит о том, что собственных доходов МО «Медведевское городское поселение» не достаточно для осуществления ряда полномочий. Снижение или не значительный рост собственных доходов приводит к увеличению объема финансовой помощи (табл. 3). Таблица 3 - Финансовая помощь за 2009-2011 гг., тыс. руб.
Расходы денежных средств местного бюджета направлены на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местного бюджета включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы МО «Медведевское городское поселение». Планирование расходов на предстоящий финансовый год это очень ответственная работа, которая проводится финансовым органом администрации совместно с главными распорядителями денежных средств. Расходная часть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов (табл. 4). В МО «Медведевское городское поселение» затраты на непроизводственную сферу в течение анализируемого периода составляют значительную долю расходов бюджета. Структура расходов местного бюджета на протяжении последних трех лет достаточно однородна. Таблица 4 - Расходы местного бюджета за 2009-2011 гг. по разделам
Как показал проведенный анализ доходов и расходов бюджета Муниципального образования «Медведевское городское поселение» вряд ли органы местного самоуправления в достаточной мере могут справиться самостоятельно с проблемой формирования доходов без помощи от центра. Анализ доходов бюджета показал, что большую долю доходов составляют безвозмездные поступления (то есть регулируемые доходы) в виде дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов. С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и использования бюджета Муниципального образования «Медведевское городское поселение» можно выдвинуть следующие предложения: 1. роль местного бюджета в социальном и экономическом развитии может еще больше возрасти при определенных условиях, решаемых, в первую очередь законодательно (наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их использованию); 2. как можно шире развивать предпринимательство (предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, а количества предпринимателей, но для этого надо разработать действительно действенный механизм реализации предпринимательских идей каждого желающего); 3. увеличить получение собственных доходов за счет следующих источников: - одним из основных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы (реального сектора экономики) как основы для получения в перспективе собственных доходов; - развивать рыночную инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности; - передать полномочия по взиманию сборов за аренду мест на оптовых рынках, с автостоянок на муниципальный уровень; - провести секвестирование бюджета: урезать статьи на содержание административного аппарата города и перенести затраты на проведение вышеизложенных мероприятий или другие необходимые нужды; - организовать муниципальный заем.
Литература: 1. Положение о бюджетном процессе в МО «Медведевское городское поселение» 2. Положение о Финансовом правлении администрации МО «Медведевское городское поселение» 3. Устав МО «Медведевское городское поселение» 4. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. – М. : «Дашков и К», 2008. – 486 с. 5. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие для вузов / П.И. Вахрин. – М. : «Дашков и К», 2010. – 343 с. 6. Врублевская, О.В. Бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие для вузов / О.В. Врублевской. – М. : Юртай-Издат, 2009 – 838 с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||