Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корниенко Е.Л. Возможности стимулирования инновационных процессов через использование налогового регулирования в Российской ФедерацииПовышение инновационной активности в регионе одна из главных экономических задач перед органами государственного и муниципального управления. Инновационная сфера прямо определяет темпы социально-экономического развития страны, модернизацию и эффективность производств, а также конкурентоспособность на мировых и региональных рынках.Согласно Глобальному рейтингу конкурентоспособности 2010-2011 [8], в пятерку лидеров входят страны, чьи внутренние затраты на исследования и разработки превышают 2,5% к ВВП [5]: Швейцария (3,01%), Швеция (3,75%), Сингапур (2,68%), США (2,77%), Германия (2,64%). Россия в данном рейтинге занимает 63 место, с объемом затрат на исследования и разработки 0,53 % к валовому внутреннему продукту в 2010 г.[6, С. 390] Таким образом, чем большая часть производимого сегодня ВВП инвестируется в инновации, тем более конкурентоспособно окажется общество завтра. В целом по России, за последние 18 лет, сохраняется тенденция сокращения как организаций (на 23%), так и численности персонала (в 2 раза), наряду с возрастающими внутренними затратами на научные исследования и разработки (табл. 1) [6]. В большинстве стран, добившихся высоких показателей в развитии конкурентоспособной экономики, одним из самых действенных направлений активизации инвестиций в инновационную деятельность стала модернизация налогового регулирования, направленная на расширение использования ускоренной амортизации и целевых налоговых льгот. Таблица 1 Численность организаций и персонала, выполнявшего научные исследования и разработки в Российской Федерации за период 1992 - 2010 г.г.
*) - 1995 г. - млрд. рублей
В 2009 г. по инициативе Президента США Б. Обамы принят закон «Американский акт восстановления и реинвестиций 2009», под который Конгрессом выделено 787 млрд. долл., в том числе 40% на целевые налоговые льготы [4] . По словам Д.А. Медведева: "Инновационный бизнес не может существовать только за счет государственной поддержки, которая должна привести к созданию свободно функционирующей независимо от государства системы. ... Безусловно, должны быть государственные фонды, они должны вкладываться, но это не может длиться бесконечно, потому что в результате этих вложений должны возникать абсолютно частные, свободно функционирующие независимые от государства системы" [7]. В последние годы Правительство Российской Федерации в целях стимулирования инвестиционной и инновационной активности проводило активную политику, направленную на снижение налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов: сокращение налога на прибыль до 20% и сокращение налога на добавленную стоимость до 18%. Однако, как показывает официальная статистика, данные меры не привели к существенному росту инвестиций в инновационную деятельность предприятий. В отличие от большинства промышленно развитых стран, в России отдается предпочтение бюджетным ресурсам, а не собственным средствам предприятий. В том числе, за данный период времени, сохраняется устойчивая тенденция в структуре внутренних затрат на научные исследования и разработки по источникам финансирования [6]: - за счет средств бюджетов всех уровней - от 53% до 69%; - за счет собственных средств - от 21% до 30%; - за счет прочих средств - от 1% до 26%. В регионах Российской Федерации - лидерах по количеству инновационных предприятий, таких как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Новосибирская, Московская, Нижегородская, Ростовская и Свердловская области, активно применяется льготное налогообложение для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, наряду с действующими областными целевыми программами по развитию инновационных предприятий. Льготное налогообложение применяется для налогов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты. В том числе, соблюдается требование федерального законодательства о понижении ставки по налогу на прибыль, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ не ниже 13,5 процентов. В некоторых регионах, например Курганской области, применяются пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль в зависимости от категорий налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения, в зависимости от доли капитальных вложений, но не ниже 13,5%, а также для организаций, реализующих инвестиционные проекты на инвестиционных площадках (13,5% - ставка фиксирована) [1]. В Оренбургской области, применяется снижение налоговой ставки по налогу на прибыль на 4 процентных пункта, для организаций, заключивших договор о реализации инвестиционного проекта или инвестиционной программы с Правительством Оренбургской области [2]. В настоящее время, в Челябинской области действует закон о снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, в частности: для аккредитованных инновационных технопарков, для организаций, осуществляющих капитальные вложения производственного назначения или реализующие приоритетные инвестиционные проекты на территории Челябинской области [3]. Таким образом, региональное законодательство предусматривает преимущественно стимулирование инвестиционной активности, но не инновационной. Литература: 1. Закон Курганской области № 822 от 24.11.2004 г. "О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджет Курганской области" (в действующей редакции от 31.03.2009 г.); 2. Закон Оренбургской области №393/74-V-ОЗ от 31.08.2011 "О ставке налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков на 2012 год"; 3. Закон Челябинской области № 154-ЗО от 23.06.11 года "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков"; 4. Абрамов М.Д. Кризис наступает, но не все резервы еще задействованы // Журнал новой экономической ассоциации. 2009. № 3–4. С. 239. 5. "Россия и страны мира", 2010 г. [Электронный ресурс] - режим доступа - [сылка более недоступна} 6. "Россия в цифрах", 2012 г. [Электронный ресурс] - режим доступа - [сылка более недоступна} 7. Медведев, Д.А.: финансировать инновации в будущем должен бизнес. Комиссия по модернизации, 14.12.2010 г. [Электронный ресурс] - режим доступа - [сылка более недоступна} 8. The Global Competitiveness Report 2010-2011 [Электронный ресурс] - режим доступа [сылка более недоступна}
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||