Каталог статей | ||||||
Ракымжанова С.С. К вопросу регулирования инвестиционной деятельности в Республике КазахстанВ современных условиях Республика Казахстан прокладывает свой путь к новому уровню развития через модернизацию и укрепление индустриального сектора экономики. Новый этап развития экономики республики обуславливает потребность привлечения необходимого количества инвестиционных ресурсов. Сегодняшняя экономическая ситуация характеризуется недостаточностью необходимых средств для инвестирования в реальный сектор и осуществления прогрессивных сдвигов в производственной структуре, что обуславливает значимость долгосрочных инвестиций для современной экономики республики. Так, на период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки. Но сегодня, когда усиливается конкуренция на развивающихся рынках, важно быстро занять рынки как внутренние, так и потенциальные внешние.Специфика экономического развития требует масштабной модернизации отраслей промышленности и секторов народного хозяйства. В связи с этим возникают задачи координации инвестиционных процессов, которые силами современных рыночных условий не решить. Это обуславливает необходимость целенаправленной поддержки государством форсированной индустриализации экономики с упором на развитие несырьевого сектора[1].
Поэтому в данной ситуации без обеспечения действенного механизма государственного регулирования, без формирования приоритетов национальной инвестиционной политики и стратегии, эффективное развитие инвестиционной деятельности невозможно. Проблемы совершенствования механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности, обусловлены следующими обстоятельствами: - во-первых, развитие инвестиционной деятельности в качестве одного из определяющих факторов структурной перестройки национальной экономики и эффективность их использования в современных условиях невозможна без совершенствования форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельностью; - во-вторых, изменение экономических, социальных, правовых условий ведения хозяйственной деятельности и функционирование кредитно-финансовой сферы экономики привели к необходимости формирования новых представлений об эффективных направлениях государственного регулирования инвестиционного процесса; - в-третьих, в условиях глобализации мировой экономики возникает необходимость конкретизации стимулирования инвестиционной деятельности путем комплексного использования государственного влияния для обеспечения интересов национального хозяйства в инвестиционных ресурсах. Государственное регулирование инвестиций должно осуществляться посредством различных действий, организованных в некое единство, т.е. механизм, призванный решить проблему, как и каким образом в политической, экономической и социальной ситуации должно осуществляться регулирование инвестиционными процессами, каким образом направлять эти процессы в то русло, которое соответствует потребностям и нуждам населения республики и ее регионов. В наиболее общем виде, исходя из задач настоящего исследования, механизм государственного регулирования инвестиционных процессов, должен рассматриваться как сложная многоуровневая система, представляющая собой совокупность достаточного количества составляющих ее компонентов с точки зрения внутренней законченности системы и предназначенная посредством совокупности конкретных методов и инструментов, форм, связей и отношений воздействовать на инвестиционные процессы, протекающие в экономическом пространстве республики и ее регионов, в соответствии с заданными целевыми установками. Такая структура механизма представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 –Структура механизма государственного регулирования инвестиционными процессами
Поэтому под государственным регулированием инвестиционных процессов следует понимать процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов прямого и косвенного воздействия на участников инвестиционного рынка в целях макроэкономической стабилизации. Как отмечено в Стратегии развития «Казахстан - 2030»: - «государство в экономике должно играть существенную, но ограниченную роль, создавая законные рамки рынка, в которой первую скрипку играет государственный сектор». Государственное регулирование инвестиционной деятельности с производственных позиций осуществляется в форме капитальных вложений и ведется органами государственной власти Казахстана. Целью государственного регулирования инвестиций в экономической деятельности РК является создание благоприятного инвестиционного климата, политики, процесса, активности для обеспечения ускоренного развития производства товаров (работ, услуг), в приоритетных секторах экономики, перечень которых утверждается Президентом и правительством РК. Эффективная инвестиционная политика, обеспечивающая институциональную среду и проводимая в экономической деятельности, должна состоять из следующих взаимосвязанных этапов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Основные этапы инвестиционной политики в экономической деятельности
Для того, чтобы обеспечить устойчивый рост в экономической деятельности Казахстана и в дальнейшей перспективе, а также улучшить ее качественные параметры, нужно применять новые подходы в инвестиционной политике на всех уровнях. Оживление в экономической деятельности страны уже само по себе дает надежду на будущее, которое является основной составляющей инвестиционного климата. Государство должно воздействовать на его улучшение принятием на себя части рисков, а также активизации в реализации институциональных реформ. По нашему мнению, приоритетными направлениями улучшения инвестиционного климата являются: снижение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплат трудящимся зарплаты; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужду путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; совершенствование информационной инфраструктуры и включение отечественных информационных систем в мировые; формирование региональной инвестиционной политики в стране: улучшение банковского обслуживания, страховых компаний, фондового рынка и др. до мировых стандартов; улучшение условий лицензирования и уплаты налогов; совершенствование мер по снижению коррупции; законодательно определить понятие «рейдерство» и меры его пресечения; развитие транспортно–логистической инфраструктуры; подготовка высококвалифицированных технических кадров в соответствии с требованиями международных стандартов. Проведенное исследование по совершенствованию механизма государственного регулирования инвестициями в Казахстане позволяет нам сделать следующие выводы и предложения: 1. В современных условиях глобализации экономики, быстро меняющейся конъюнктуры мирового рынка капитала, обострение конкуренции стран и регионов внутри них за инвестиции становится суровой реальностью. Это вынуждает государства искать новые пути повышения конкурентоспособности экономики основанной на эффективном механизме регулирования инвестиционными процессами на уровне национальной экономики. Поэтому, исходя из задач настоящего исследования, механизм государственного регулирования инвестиционных процессов, нами рассмотрен как сложная многоуровневая система, представляющая собой совокупность достаточного количества составляющих ее компонентов с точки зрения внутренней законченности системы и предназначенная посредством совокупности конкретных методов и инструментов, форм, связей и отношений воздействования на инвестиционные процессы, протекающие в экономическом пространстве республики и ее регионов, в соответствии с заданными целевыми установками. Литература 1. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы.- Астана, 2009. 2. Андреева Ж.М. Автореферат. Совершенствование механизма государственного регулирования инвестиций в экономической деятельности Республики Казахстан.- Туркестан, 2008. 3 И.В. Сергеев, И.И Веретенникова. Организация и финансирование инвестиций. –Москва, 2010. | ||||||