Каталог статей

Ляпина И.Р.

Формирование и реализация инвестиционной стратегии на региональном уровне

Успешное развитие экономики страны зависит от результативности инвестиционной деятельности в регионах. Благодаря инвестициям в регионах развивается производство, образуются новые рабочие места, повышается уровень жизни населения, улучшается экологическая обстановка и т.д.

Вместе с тем, одни регионы являются привлекательными для инвестирования, а другие нет. Такой перекос в развитии регионов с точки зрения планомерного развития страны недопустим. В этой связи, по нашему мнению, в регионах должна формироваться инвестиционная стратегия, позволяющая существенно повысить их привлекательность в глазах потенциальных инвесторов.

Инвестиционная стратегия региона – это комплексная программа действий, подразумевающая поэтапное развитие инвестиционного потенциала региона, формирование благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной активности и прочие события, благодаря которым будет обеспечен достаточный приток инвестиционных средств в экономику региона.

Инвестиционная стратегия региона является способом детализации и приспособления инвестиционной стратегии страны к конкретным условиям региона. Благодаря данной стратегии становится возможным управление инвестиционной деятельностью, протекающей в регионе, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

Процесс формирования и реализации инвестиционной стратегии региона, на наш взгляд, состоит из нескольких этапов.

1 этап. Мониторинг региональных ситуаций и проблем в рамках инвестиционной деятельности. Мониторинг позволяет оценить текущее положение дел в регионе, выявить факторы, мешающие притоку инвестиций в регион, определить потенциал региона с инвестиционной точки зрения и т.п.

2 этап. Выбор приоритетов и направлений концентрации усилий инвестиционной деятельности. В рамках данного этапа следует определить какие отрасли региона и проекты заслуживают пристального внимания инвесторов. Данный выбор должен опираться на техническое и экономическое обоснование их целесообразности. Основанием выбора отраслей / проектов вложения инвестиций должен являться мультипликационный эффект, при котором вложение средств в ряд предприятий региона даст гораздо больший эффект в целом по региону, т.к. повлечет рост результативности деятельности не только объектов инвестирования, но и предприятий сотрудничающих с ними. Также должны быть определены наиболее привлекательные формы инвестиций и типы воспроизводства (расширение, реконструкция, техническое перевооружение и т.п.).

3 этап. Формирование целей и задач инвестиционной стратегии. Цели инвестиционной стратегии должны четко согласовываться с целями общего стратегического плана развития региона. При формировании задач желательно опираться на количественные границы, преодоление которых позволить оценить степень достижения желаемых результатов (например, задачей может быть 10% увеличение объемов прямых инвестиций и т.п.).

4 этап. Разработка мероприятий и программ действий с определением сроков их осуществления. Такими мероприятиями могут быть:

- совершенствование нормативно-правовой базы,

- маркетинговые действия, направленные на повышение имиджа региона,

- формирование инвестиционного рейтинга региона,

- PR – сопровождение реализации «приоритетных» и социально-значимых инвестиционных проектов,

- работа с потенциальными и фактическими инвесторами (разработка льгот для инвесторов, упрощение процедур работы с иностранными инвесторами и т.п.),

- формирование инвестиционных проектов (приведение бизнес-идей в формат инвестиционного предложения для потенциальных инвесторов, разработка возможных схем финансирования инвестиционных проектов и т.п.) и другие.

По результатам этапа должен быть определены механизм повышения инвестиционной привлекательности региона и механизм инвестирования.

5 этап. Формирование ресурсной базы мероприятий и программ действий. В данном случае определяют объем и состав ресурсов, которые должны быть задействованы при реализации инвестиционной стратегии. Помимо материальных средств, необходимо принять решение и о кадровых ресурсах. Так специалисты, задействованные в реализации инвестиционной стратегии должны иметь навыки бизнес-планирования, оценки целесообразности инвестиционных проектов, работы с потенциальными инвесторами, подготовки необходимых документов и т.п.

6 этап. Реализация инвестиционной стратегии. Данный этап заключается в последовательном осуществлении необходимых мероприятий и программ действий.

7 этап. Контроль результатов реализации инвестиционной стратегии, т.е. оценка непрерывности потока финансовых и инвестиционных ценностей, определение экономического эффекта от использования инвестиций и т.п. В связи с тем, что реализация инвестиционной стратегии растянута по времени, при оценке ее эффективности нужно учитывать такие факторы как изменение спроса, научно-технический прогресс, инфляцию, риск и т.п.

8 этап. Корректировка и уточнение инвестиционной стратегии на будущее с учетом изменений во внешней среде. Этот этап позволяет обеспечить непрерывность стратегического развития региона в рамках инвестиционной деятельности и актуальность реализуемых в рамках стратегии мероприятий.

В заключении отметим, что сформированная и реализованная подобным образом инвестиционная стратегия, позволит учесть все резервы роста региона и задействовать их для создания барьеров на пути угроз, действующих во внешней среде и способных увеличить риск инвестиционной деятельности.

Литература:

1. Кожевникова, М.К., Кропотина, О.Е. Совершенствование механизма привлечения иностранных инвестиций на региональном уровне //Региональная экономика и управление. Электронный журнал, 2005 г., №2.

2. Ключенок, В. Как привлечь инвестиции в регион // Российская Федерация сегодня, 2004 г., №22