Каталог статей |
Аракелова И.А. Механизм индикативного планирования в государственном регулировании сферы услугОрганизационная составляющая механизма государственного регулирования развития сферы услуг является составной частью общенационального механизма государственного регулирования этой сферы.Организационное развитие обусловлено следующими основными факторами: - изменениями внешней и внутренней среды; - потребностями и интересами общества и индивида; - научно-техническим прогрессом; - состоянием окружающей среды и др. Базируется организационное развитие на концепции планирования, инициирования и осуществления процессов изменения сферы обслуживания с привлечением широкого круга участников. Такое определение уже предопределяет основные положения организационного развития, изменения в процессе которого должны осушествляться самими участниками реализации организационного механизма развития сферы услуг. Концепция включает как структурный, так и кадровый аспект, в рамках которого намечаются изменения в организационном регулировании (организационных планов, структур, описаний отдельных ролевых функций и др.), повышение квалификации управленческого персонала отраслей и предприятий, а также стимулирования их готовности, к восприятию осуществляемых изменений. Структурные изменения в процессе организационного развития призваны создать благоприятные условия для достижения заданных целей. Для каждой организации сушествует только ей присущая оптимальная организационная структура в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Кадровый подход заключается в реализации мероприятий, стимулирующих адаптацию и развитие персонала (участников организационного процесса регулирования) в рамках повышения квалификации, инновационной активности. Указанный подход к проведению организационных изменений способствует закономерному созданию условий для коренных преобразований в управлении отраслями и их структурными звеньями, как основы успешного развития сферы услуг. Подобная закономерность объективно обуславливает повышение управляемости экономической и хозяйственной деятельности на всех уровнях, что в полной мере отвечает назначению и главному требованию к государственному регулированию сферы услуг на современном этапе экономического и социального развития. Однако необходимы средства воплощения положений экономической теории на практике. Такими средствами государственного регулирования развития сферы услуг следует считать разработку прогнозов, целевых комплексных программ и индикативное планирование. Их реализация требует решение ряда проблем как методологического, так и организационного порядка. В целом они связаны с необходимостью выполнения принципов и требований законов рынка, особенностями проявления характерных свойств услуг, организационно-экономическими сложностями обеспечения населения всеми видами услуг и т.п. Решение подобного рода проблем должно войти в сферу действия государственного регулирования развития различных отраслей экономики, в том числе, сферы услуг. Только на этой основе возможно устранение определенного социально-экономического противоречия, суть которого сводится к тому, что социальный запрос на услуги формируется во всех слоях общества, а его удовлетворение обеспечивается не только отраслями сферы услуг, а также результатами деятельности других отраслей хозяйствования. В данном аспекте совершенствования организационного механизма государственного регулирования сферы услуг отвечает наличие научно обоснованных методических положений разработки и реализации целевых комплексных программ. В частности, для усиления их воздействия на развитие сферы услуг предлагается в составе целевых комплексных программ выделить основные блоки: аналитический, целевой, ресурсный, блок подпрограмм и сводный блок. Выделение отдельных блоков в составе комплексных программ способствует укреплению практических позиций использования индикативного планирования, в рамках которого фактически используются государственные программы развития сферы услуг в современной рыночной экономике. Являясь ориентирующей информацией для разработки программ, индикативный план носит рекомендательный характер, а показатели его используются в качестве индикаторов при принятии решения о выборе стратегии развития отрасли, после чего показатели плана для хозяйствующих субъектов становятся обязательными для исполнения. Индикативные планы опираются на приоритеты, определяемые государственной политикой и выявляемые в процессе планирования. Под обоснованные приоритеты разрабатываются соответствующие механизмы стимулирования, которые реализуются в рамках программ различного срока действия. При индикативном планировании органы исполнительной власти могут выступать в качестве координирующего органа, который включает объемы возможных услуг в систему реализации и стимулирования, обязывая предприятия выполнять соответствующий заказ. Однако использование механизма индикативного планирования должно опираться на следующие инструменты государственного регулирования: - разработка и реализация планов развития государственного сектора сферы услуг; - реализация инвестиционных соглашений; - согласованная ценовая политика на рынках. Основополагающим условием решения задач, поставленных перед государственным регулированием сферы услуг, является учет социально-экономических процессов и явлений, происходящих под воздействием законов, рынка и развития рыночных отношений. В этой связи становится важным воздействие государства на основные характеристики рынка услуг, спрос, предложение и цену. Индикативное планирование как метод воздействия на функционирование рыночной экономики, призвано обеспечивать решение основных проблем социиального развития государства, реализация которых только рыночными методами затруднена. Ддя решения проблем развития сферы услуг необходимо взаимодействие всех звеньев государственных органов управления между собой, что и реализуется в процессе формирования и выполнения индикативных планов. Эффективную реализацию программ развития различных отраслей сферы услуг невозможно осуществить без создания специальных координирующих структур со следующими основными функциями: - оперативное информирование органов государственной власти региона; - осуществление кадровой политики; - контроль за экономическим состоянием сферы услуг (отраслей и предприятий) и расходованием выделяемых средств; - взаимодействие с региональными органами управления и разработка предложений по использованию и развитию потенциала предприятий сферы услуг. Основными целями таких координирующих структур должны стать следующие: - координация работ по созданию программ развития сферы услуг; - стимулирование предприятий и организаций в их реализации; - оптимальное использование научно-технического и производственного потенциала предприятий. Совершенствование организационного механизма государственного регулирования развития сферы услуг позволит усилить ответственность представителей государственной власти, повысить эффективность взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами на всех уровнях управления.
|