Каталог статей |
Гельманова З.С.,магистр Фомина К.А. Социальное партнерство как механизм регулирования социально-трудовых отношенийВ основе успешного развития любого государства лежит стабильность его политической системы. В этой связи одним из важных способов достижения стабильности социально-политической жизни страны должен стать конструктивный диалог в рамках социального партнерства.Первый опыт социально-экономических преобразований в Республике Казахстан показал необходимость обновления существующей системы социально-трудовых отношений, потому что успех проведения реформ в большинстве развитых стран зависел от функционирования государственно-частных механизмов регулирования экономики, основывающихся на социальном партнерстве. [1, c. 2] Социальное партнерство в РК направлено на создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений, содействие обеспечению социальной стабильности и общественного согласия, а также выработку предложений по реализации государственной политики в области социально-трудовых отношений. [1, c. 4] Система принципов социального партнерства призвана регламентировать процедуру участия сторон в системе социального партнерства и коллективных переговоров. Принципы социального партнерства – объективные, правовые, научно обоснованные положения, отражающие действие экономических законов и выражающих сущность и основной смысл социально-партнерских отношений. В настоящее время в мире существуют различные модели социального партнерства. Сложившиеся модели являются итогом длительного развития и определяются экономическими, культурными и социопсихологическими особенностями каждой страны. Так, в западном обществе наблюдаются три конкретные модели (согласительная, плюралистическая, модель сфокусированная на снижении роли профсоюзного движения) каждая из которых опирается на различные варианты социального партнерства. Интернациональными элементами являются триады субъектов социального партнерства. МОТ применяет в собственной структуре и активно рекомендует трипартизм, т.е. постоянное участие в социальном партнерстве трех главных сил: профсоюзов, предпринимателей, государства. Причем в зависимости от национальной специфики государство может участвовать как непосредственно (через своих представителей), так и опосредованно – через арбитражные органы и законодательные акты. Трипартизм как система регулирования социально-трудовых и производственных отношений (коллективные договоры и соглашения, трехсторонние консультации и переговоры, привлечение трудящихся к принятию решений на предприятии, трудовые конфликты и их урегулирование) за минувшие десятилетия нашел широкое признание и вошел в практику многих стран с рыночной экономикой. В Республике Казахстан трипартизм воплотился в многоуровневую систему соглашений и договоров, регулирующую систему трудовых отношений, включая вопросы оплаты труда. Важной составляющей системы социального партнерства, как с правовой стороны, так и с практической, являются договорные отношения на всех уровнях социального партнерства: республика-отрасль-регион. Оценивая первые итоги казахстанского опыта социального партнерства, следует обратить внимание на следующие аспекты. Во-первых, становление системы социального партнерства, как и во всех странах постсоветского пространства, успешнее всего идет в институциональном и нормативно-правовом плане. Во-вторых, важный момент, который требует внимания, обусловлен тем, что становление социального партнерства взаимосвязано напрямую с уровнем культуры общества. В-третьих, социальное партнерство является одним их критериев демократизации общества. Оно направлено на то, чтобы обеспечить на основе равноправного сотрудничества реальное участие работников, работодателей и государства в разработке и принятии социально-экономической и трудовой политики, основанной на оптимальном балансе реализации интересов сторон. Притом, чтобы обеспечить этот баланс, безусловно, необходимо наличие правового государства, в котором все отношения регулируются демократическими законами. Система социального партнерства будет реально выполнять свои функции, если будут соблюдаться демократические принципы, то есть будет дана возможность различным социальным группам в рамках закона защищать свои интересы. Становление партнерских отношений должно основываться на гражданской ответственности представителей работников наемного труда и работодателей, их активного участия в поддержании стабильности и общественного согласия. Литература 1. В. Потуданская, Д. Шайкин. Анализ и аспекты измерения качества социального партнерства./ Труд в Казахстане. - №10, 2007. - с. 2-6.
|