Каталог статей |
Гельманова З.С.,магистр Фомина К.А. Роль социально-трудовых отношений в экономическом развитии страныРадикальные изменения, происшедшие в обществе, объективно обуславливают необходимость реформации трудовых отношений, адекватно соответствующих сложившейся ситуации. Трудовые отношения, сложившиеся в Казахстане, по сути, еще не приобрели рыночную сущность, при которой они регулируются в основном договорным путем между работниками и работодателями при минимальном участии государства. [1]В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности трудовых отношений. Значительная часть исследователей склонна рассматривать понятие «социально-трудовые отношения», поскольку, отношения между наемным работником и работодателем объективно включают в себя важные социальные аспекты, в том числе систему социальной защиты. Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. В то же время социально-трудовые отношения, безусловно, субъективированы, так как они отражают субъективно определенные намерения и действия участников этих отношений, определяемые осознанной ими взаимной зависимостью. [2, c.40] Субъектами социально-трудовых отношений могут быть работник, группа работников, объединенных каким-либо системообразующим признаком. В связи с этим социально-трудовые отношения могут быть индивидуальными, когда с отдельным работодателем взаимодействует отдельный работник, а также групповыми или коллективными, когда работники (работодатели) взаимодействуют между собой. Значит, социально-трудовые отношения могут подразделяться на двух-, трех- и многосторонние. В качестве субъекта социально-трудовых отношений может выступать организация (предприятие) или их группа, а также территориальное образование. В этом же качестве мировое сообщество в определенных условиях рассматривает и отдельное государство [3, c.315]. При анализе и регулировании социально-трудовых отношений вводится понятие «уровень социально-трудовых отношений». Он зависит от особенностей субъектов и определяется свойствами социально-экономического пространства, в котором функционируют эти субъекты. При индивидуальном уровне взаимосвязанными субъектами социально-трудовых отношений могут быть: работник – работник; работник – работодатель; работодатель – работодатель. На групповом уровне проявляется взаимосвязь в социально-трудовых отношениях между объединениями работников (профсоюзами) и объединениями работодателей. На смешанном уровне – между работником и государством; работодателем и государством. Каждому уровню присущи свои специфичные предметы отношений и взаимосвязи между предметами. В качестве предметов социально-трудовых отношений на уровне работников выступают определенные стороны в трудовой жизни человека, содержание которых зависит от жизненных этапов и специфики целей и задач, решаемых им на каждом из этих этапов. Жизненный период человека включает несколько этапов. Западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного периода. В работах японских авторов встречается деление на четыре фазы: период от рождения до окончания школьного образования, период поступления на работу и обзаведения семьей, период трудовой жизни, наконец, период старости. Переход Казахстана к рыночной экономике не только изменил экономическое и правовое положение субъектов социально-трудовых отношений, но и вызвал изменения индивидуумов, групп, слоев, сформировал их новые социально-ролевые функции, соответствующие новому социально-экономическому статусу, новое социально-трудовое поведение, новые взаимные требования, новые способы и формы согласования интересов. Социально-трудовые отношения в зависимости от способа их регулирования, методов разрешения проблем классифицируют по типам. Тип социально-трудовых отношений определяется их характером, а именно тем, каким конкретно образом принимаются решения в социально-трудовой сфере. Важную роль в формировании типов социально-трудовых отношений играют принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов социально-трудовых отношений. В Республике Казахстан теория формирования и развития социально-трудовых отношений находится в стадии становления. Например, медленно идет процесс формирования слоя работодателей; профсоюзы, которые должны представлять интересы работников, нередко конфликтуют между собой; советы трудовых коллективов, забастовочные комитеты зачастую претендуют на роль представителей от имени работников; государство не имеет эффективных механизмов реализации своей политики в области социально-трудовых отношений, хотя его роль в этом процессе определена законодательством [4]. В формировании и развитии социально-трудовых отношений в Казахстане можно выделить две особенности: во-первых, сохранены некоторые устойчивые старые понятия и категории, которыми оперируют ученые, практики, политики; во-вторых, идет уточнение развития отдельных понятий применительно к новой парадигме социально-экономического развития. Формирование социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием огромного количества факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием. К числу основных факторов можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства. Исходя из вышеизложенного, под трудовыми отношениями следует понимать отношения, возникающие между работодателем и работником, основанные на регулирующей функции государства, и предполагающие определение условий занятости, условий труда и других параметров трудового процесса в трудовых, коллективных договорах, а также соглашениях разного уровня. Литература 1. С. Берешев. Теоретические аспекты регулирования трудовых отношений в рыночной системе. / Труд в Казахстане. - №12. -2009. – с. 2-6 2. В.А. Вайсбурд. Экономика труда: учебное пособие/ В.А. Вайсбурд – М.: Издательство «Омега -Л», 2011. – 376 с. 3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. -5-е издание, доп.- М.: Норма, 2003. – 416с. 4. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие. — 2-е изд., — М: ИНФРА-М, 2007. — 272 с.
|