Каталог статей

Токаренко А.Н., Тимохин В.Н.

Синтез бенчмаркинга в антикризисном управлении предприятия

Кризисные явления, которые периодически охватывают большое количество предприятий во всех странах, численность рабочего персонала на которых измеряется миллиардами, стали толчком к разработке все новых техник экономического анализа. Одной из них стал бенчмаркинг.

Бенчмаркинг — это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства своих самых серьезных конкурентов, либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своей области.

Бенчмаркинг включает в себя процесс оценки как внутреннего положения вещей в компании, так и внешней оценки, основываясь на определенных объективных и постоянно собирающихся фактах.

Объектом исследования бенчмаркинга являются товары, услуги и опыт промышленного производства; это больше, чем анализ потенциала конкурентов. Объектом исследования бенчмаркинга являются признанные лидеры в своей области (не только непосредственные конкуренты).

Основная цель бенчмаркинга состоит в том, что бы научиться перенимать опыт других, неважно работают они в одной с вами области или нет.

Главная задача и результат бенчмаркинга — это генерирование информации для принятия решений в области построения наиболее эффективной модели бизнеса или модели преодоления кризиса на предприятии.

Использование бенчмаркинга в период кризиса удобно, т.к. для решения определенной проблемы нет необходимости затрачивать большие средства, которые нужно потратить для решения данной проблемы. Велика вероятность того, что данная проблема уже возникала либо у наших прямых конкурентов, либо на фирмах имеющих подобную нашей структуру, следовательно, необходимо использовать методы, с помощь которых данная проблема была решена. Данная техника дает возможность получить решение проблемы с минимальными затратами (рис.1).

Рис. 1 Техника бечмаркинга в антикризисном управлении

Процесс бенчмаркинга проходит несколько этапов:

1.   Определяется потребность фирмы в изменениях — либо после анализа изменений внешней ситуации, либо после сравнения с другой фирмой.

2. Проводится оценка эффективности компании, изучаются основные процессы, определяются способы количественного измерения тех или иных характеристик.

3. Выбирается партнер, который согласен на проведение исследования, т. е. готов предоставлять данные о себе. В некоторых случаях это может быть исследование ряда компаний в одной или нескольких отраслях, которое позволяет составить «собирательный» образ компании-эталона.

4. Анализ оценки различий в эффективности, выявлении причин своего отставания, опыта, который можно использовать у себя.

Основные принципы бенчмаркинга:

§ взаимность;

§ аналогия;

§ измерение;

§ достоверность;

Бенчмаркинг — это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями:

§ определить лучшие результаты;

§ проанализировать свою работу;

§ выявить недостатки в функционировании;

§ устранить слабые места;

§ создать мотивацию к постоянному улучшению.

Таким образом, бенчмаркинг можно рассматривать как одну из важнейших техник антикризисного управления. Бенчмаркинговый подход приводит к существенному изменению процессов на предприятии. На основе результатов бенчмаркинга разрабатывается антикризисная стратегия фирмы.

Литература:

1. Таль Г.К. Антикризисное управление (Том II). – М.: ИНФРА-М, 2004. – 1063 c.

2. Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Антикризисное управление: Управление развитием организации.  – М.: ИНФРА-М, 2000. – 240 с.