Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абрамов В. И. Теория реализации инновационных возможностейСовременная экономическая теория выделяет «…научно-технический, производственный, трудовой, экспортный, природно-ресурсный потенциалы» [3]. Но это скорее отражение исследуемых областей на 2001 год по библиографическим сведениям, чем полный классифицируемый список потенциалов экономических систем. Транспонирование когнитивной карты экономического потенциала на младший уровень – инновационный должно выражать специфику его реализации на микро- уровне.Цель научно-исследовательского эксперимента. Выявить специфические элементы инновационного потенциала и их взаимодействия в процессе его реализации. Автором вводится научная гипотеза об идеи нововведения как категориальной компоненте инновационного потенциала. В широком смысле вводится понимание идеи как «…мысленного прообраза какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющего его основные, главные и существенные черты» [1]. Метод исследовательского эксперимента. В качестве метода определяется когнитивное моделирование, выраженное как процесс категоризации инновационного потенциала. Необходимо построить когнитивную карту аналогично реализованному решению для экономического потенциала. Параметры исследовательского эксперимента. Исследование проводилось методом экспертизы в рамках научного исследования «Синтез когнитивной карты инновационного потенциала» [2]. Экспертиза по методу Дельфи была организована на основе дистанционного опроса по анкете. Опрос был организован через 2 месяца после аналогичного исследования экономического потенциала. В первой волне экспертам было разъяснено содержание обсуждаемых категорий, в соответствии с определениями, представленными в табл. 1. Таблица 11. Элементы инновационного процесса.
Во второй волне опроса была разослана
анкета. Задачей опроса определялось выделение экспертами уровня значимости
связи категорий в инновационном процессе: оценка 0 - взаимосвязь отсутствует, 3
- взаимосвязь значимо выражена, 1-2 промежуточные оценки. Полученные ответы
экспертов были статистически обработаны, оценки нормированы и представлены в
виде кросс матрицы взаимосвязей реализации инновационного потенциала.
Когнитивная карта реализации потенции и его идеи субъекта в инновационном
процессе была разослана экспертам в
третей волне опроса исследовательского эксперимента. Итак, сформулируем
научные позиции диалектического анализа, совокупность которых рассматривается
как формирование теории реализации
инновационного потенциала.
Таблица 2. Нормированное значение значимости связей в реализации потенции субъекта в инновационном процессе.
Структура инновационного потенциала. Большинство современных решений, предлагаемых в научной литературе, построено скорее на абстрактной классификации однородных компонентов потенциала, чем на их структуризации, выраженной обусловленности элементов. Значимым отличием предлагаемой структуры инновационного потенциала от существующих научных подходов является его методологическая обоснованность – сформированная процессная парадигма потенциала экономических систем. Поэтому инновационный потенциал определяется как структурированная совокупность потенции инноватора, его умения (знаний и навыков), идеи нововведения. Когнитивная карта инновационного потенциала представлена на рис. 1, а их структурные взаимодействия представлены в табл. 3.
Рис.1. Структура инновационного потенциала (обозначения в табл. 3). Таблица 3. Взаимодействия элементов инновационного потенциала (рис. 1).
Структурно инновационный потенциал может быть выражен как композиция личности инноватора и его идеи, носителем которой он и является. Помимо предпринимательских характеристик, требуемых в общеэкономических системах, личность автора инновационного процесса должна быть обусловлена атрибутом творчества. Компонент потенциала «навыки инноватора» определяется как освоенные личностью в процессе обучения и практической деятельности, построенные на опыте, способы и методы реализации нововведений. Этим определением выражается как специфика навыков, полученных именно в инновационной деятельности, так и личностный характер, предопределенность уровнем потенции инноватора (А1, рис. 1). Аналогичен взгляд и на специфику знаний инноватора. Фактический уровень знаний обусловлен опять же потенцией личности (А1, рис. 1), но имеет две плоскости рассмотрения: предмет нововведения и инновационный процесс.
Рис.2. Когнитивная карта реализации инновационного потенциала на микроуровне В инновационной системе может быть реализован потенциал только как целостная совокупность личности и его идеи. И в этом состоит декларируемая научная парадигма инновационного потенциала – умение (совокупность знаний и навыков) инноватора реализовать определенную идею новшества. Инновационный потенциал является точкой инициации инновационного процесса, предметом и возможностью реализации нововведения. Таблица 4. Взаимодействия в модели реализации инновационного потенциала (рис. 2).
Диалектический анализ когнитивной карты позволил сформировать представление о двух элементах инновационной системы: «инновационный потенциал» и «инновационное поле». Инновационное поле, как введенное теоретическое понятие в контексте настоящего исследования, понимается как совокупность драйвер факторов и факторов окружения, влияющих на протекание инновационного процесса, форму и качество нововведения – результат. Сформированная когнитивная карта и диалектический анализ взаимодействия компонентов инновационной системы позволили обосновано выдвинуть процессную парадигму реализации инновационного потенциала инноватора. Итак, результатом научного обсуждения определяется формированием теории реализации инновационного потенциала. Теория представляет собой сформулированную научную парадигму, объясняющую структуру элементов инновационной системы и роль потенциала в достижении ее целевого состояния (новшества). Литература 1. Большой энциклопедический словарь. Авторы: Д. Н. Ушакова;В. И. Даля, М.: dicView, 2000. 2. Отчет по научно-исследовательской работе «Синтез когнитивной карты инновационного потенциала». Исполнитель: Абрамов В.И. Работа выполнена по заказу «Центра инновационного развития» ГОУООВПО СПбГУЭФ, СПб: СПГУЭФ, 2011. 3. Популярная экономическая энциклопедия. / Под общ. ред. А. Д. Некипелова. М.: Большая Российская энциклопедия. 2001. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||