Каталог статей

Муханбетова Айман

Необходимость развития системы корпоративного управления в Казахстане

Сегодня, в условиях, когда Казахстан готовиться вступить в ВТО и стать органичной частью мирового хозяйства, а казахстанские акционерные общества все больше включаются в мировой рынок, значительно возрастает роль интегрированных структур. Приток иностранных инвестиций, и связанные с этим новые объективные требования, а также специфические обстоятельства развития казахстанской экономики обуславливают поиск новых форм управления и усиливают актуальность интеграционных процессов.   Мировой финансовый кризис, давление со стороны конкурентов вынуждает компании принимать новые гибкие стратегии и создавать гибкие структуры.

Корпоративное управление имеет широкое распространение в экономически развитых странах и является неотъемлемым элементом их экономики. Следовательно, и для нас наличие эффективной системы корпоративного управления является необходимым. В узком понимании корпоративное управление – это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров. В широком смысле корпоративное управление – «это комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее Советом Директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами…Корпоративное управление определяет механизмы, с помощью которых формируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью. (1)

Интерес к корпоративному управлению в Казахстане в последние 10 лет очевиден, за этот период многие казахстанские компании начали внедрять корпоративное управление, проведено 4 международных конференций, на которых был представлен обзор результатов исследования по корпоративному управлению в Казахстане, появились новые казахстанские исследования в области управления. Необходимость внедрения корпоративного управления очевидна: это и интеграция компании в мировое экономическое сообщество и повышение конкурентоспособности компании  на мировом рынке, и обеспечение инвестиционной привлекательности компании для инвесторов и создание эффективного механизма управления собственностью компании. Но как показывает практика, многие казахстанские компании осуществляют ее только в рамках бумажной работы, только на уровне внутренних инструкций, которые не применяются в повседневной деятельности компании.  Конечно, процесс этот требует времени, активное задействование всех бизнес и государственных структур, а главное изменения в понимании необходимости корпоративного управления на уровне всех сотрудников компании.

 Одним из первых шагов по внедрению корпоративного управления в компании является формирование единых правил и процедур КУ, которые принимаются добровольно и соответствуют общепризнанным мировым стандартам, а оформляются обычно в виде кодексов корпоративного управления. В ряде стран следование такому кодексу является обязательным требованием для включения ценных бумаг компании в листинг биржи. Основное содержание кодексов корпоративного управления – рекомендации по вопросам организации, принципов и технологии деятельности совета директоров, включая выработку стратегии развития компании и контроль за ее реализацией менеджментом, процедуры подбора, назначения и увольнения членов совета директоров, определение и обеспечение разделения функций между членами совета директоров, представляющих менеджмент компании, и независимыми директорами, представляющими акционеров в целом, полномочия и обязанности членов совета. (2)

Совет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на своем заседании призвал организацию разработать свод стандартов и руководств по корпоративному управлению совместно с национальными правительствами и заинтересованными международными организациями, которые были подписаны 26-27 мая 1999 г. Эти принципы не имеют обязательного характера и воплощают взгляды государств-членов по этому вопросу.

В Казахстане основные рекомендации, заложенные в принципах корпоративного управления ОЭСР, отражены в законе РК «Об акционерных обществах» от 10 июля 1998 года и в новом законе об акционерных обществах от 13 мая 2003 г. Но  само наличие кодекса корпоративного управления недостаточное условие для дальнейшего развития корпоративного управления, необходима методика оценки КУ.

На сегодняшний день в Казахстане созданы все условия для развития корпоративного управления. Создана законодательная база фондового рынка, его инфраструктура. Развивается банковская, пенсионная системы и страховой сектор. Приняты стандарты бухучета, которые позволяют составлять финансовые отчеты с учетом международных стандартов. Сформирован модельный кодекс корпоративного управления, одобренный советом эмитентов, а также постановление Агентства по Финансовому Надзору, предусматривающее обязательное требование наличия кодекса корпоративного управления при включении в листинг фондовой биржи по наивысшей категории, введен статус публичной компании с теми или иными обязательствами. С 2007 года более 70 казахстанских компаний приняли кодекс корпоративного управления, 270 компаний имеют в своем штате независимых директоров. (3)

Но есть много препятствий для эффективного внедрения корпоративного управления,  и это конечно отсутствие эффективных законов, кодексов и норм ведения бизнеса, не регламентированная структура Совета директоров, формальность его работы, а также тот факт, что большинство компаний не готовы к наращиванию капитала за счет выпуска дополнительных акций на открытом рынке.  

Неэффективность механизмов корпоративного управления является серьезным препятствием для привлечения иностранных инвестиций и выхода на внешние рынки. Это становится особенно актуально сегодня, когда в ближайшие два-три года ожидается всплеск IPO казахстанских компаний, а для выхода и для достижения успеха в IPO компания должна быть прозрачной, иметь развитую структуру корпоративного управления и соблюдать определенное количество требований биржи.

Отсутствие контроля над менеджментом компаний также является одной из причин ненадлежащего корпоративного управления. Советы директоров уделяют слишком мало внимание вопросам внутреннего контроля и управления рисками. Во многих компаниях этот орган лишь формально выполняет установленные требования, не подвергая критическому анализу отчеты менеджмента. Но и сам менеджмент неэффективен и не мотивирован.  Несмотря на бурное развитие экономики, в Казахстане все еще не сложился рынок профессиональных наемных управляющих, а роль их в корпоративном управлении компании велика. Конечно, тон задается высшим руководством компании и ее собственниками, но претворять принятые решения приходится менеджерам. Поэтому заинтересованность и активное участие всех участников корпоративного управления компании играет решающую роль в создании эффективной системы корпоративного управления, которая позволит улучшить операционную эффективность компании и повысить возможность ее выхода на рынки капиталов.

Многие современные экономисты отмечают, что главной причиной сегодняшнего макроэкономического финансового кризиса является ненадлежащее корпоративное управление. Следование основным принципам корпоративного управления, а это честность, прозрачность, подотчетность и ответственность, могло бы предотвратить экономику от многих рисков.  

Внедрение и совершенствование  системы корпоративного управления  - это непрерывный процесс, который шаг за шагом формирует новый подход к управлению компанией. И придет время когда и в Казахстане традиционные компании, система управления которых состоит лишь в том, чтобы назначать, контролировать и менять менеджеров, не проводя реальную стратегию и политику компании, постепенно вытиснятся корпорациями нового типа, где четко обозначены взаимоотношения между собственниками предприятий и менеджерами, где существует контроль над менеджментом в привязке к системе мотивации и стимулирования, где будет сотрудничество и совместный рост благосостояния корпорации всеми участниками корпоративных отношений.

Литература:

1. Принципы корпоративного управления Организации Экономического Сотрудничества и Развития. с.5,9

2. Развитие КУ в Казахстане www.transparencykazakhstan.org

3. Деловой Казахстан № 46 (93), 30 ноября 2007 г.