Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Малютин Валентин Алексеевич Значение статистики в информационном обеспечении инновационной деятельностиНачиная с 2005 года, приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации является формирование национальной инновационной системы, осуществляемое путем активизации научно-исследовательской деятельности, что должно привести к модернизации отечественной экономики за счет развития производств высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на международном рынке. Так, согласно разработанной «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» планируется рост вклада высокотехнологичного сектора в ВВП в 2 раза, увеличение доли инновационной продукции в промышленном выпуске в 5-6 раз и повышение удельного веса инновационно-активных предприятий в 4-5 раз [1].Важнейшей частью национальной инновационной системы является ее инфраструктура, определяющая условия осуществления инновационной деятельности, основной целью которой является ускорение технологического развития экономики страны и повышение благосостояния ее населения. В общем, она представляет собой совокупность различных институтов, взаимодействие которых направлено на обеспечение эффективной реализации инвестиционного проекта по разработке наукоемкой продукции. В современных условиях всеобщей компьютеризации и информатизации всех сфер деятельности значительную роль в обеспечении инновационного развития отечественной экономики играет информационная составляющая инновационной инфраструктура, ответственная за информационное сопровождение всего инновационного процесса: от возникновения научной идеи до коммерциализации ее результатов. На рисунке 1 представлена структура инновационной инфраструктуры, а также информационные потоки по формированию ее информационной составляющей.
Рисунок 1 – Информационные потоки по формированию информационной составляющей инновационной инфраструктуры
Основной целью данной составляющей инновационной инфраструктуры является информационная поддержка различных участников инновационной деятельности в следующих сферах: 1) органов исполнительной власти – о результатах оценки эффективности реализации разработанных государственных программ в области инновационного развития экономики страны; 2) органов законодательной власти – об аспектах инновационной деятельности, требующих правового регулирования; 3) разработчиков инноваций – о текущих и потенциальных рыночных потребностях; 4) инвесторов – об объемах финансовых ресурсов, необходимых для проведения НИОКР и коммерциализации их результатов; 5) ВУЗы – о потребностях в инновационных кадрах и основных направлениях их подготовки; 6) инновационно-активных предприятий – об открытых инновациях. Если рассматривать информационную инфраструктуру с технической точки зрения, то она представляет собой совокупность информационных ресурсов (банков данных и знаний), аппаратно-программных средств, осуществляющих сбор, хранение, обработку и передачу информации, а также телекоммуникационных каналов связи. С организационной позиции, информационная инфраструктура включает информационные ресурсы Федеральной службы государственной статистики, органов научно-технической информации и научно-технических библиотек, средств массовой информации, специализирующихся в области науки, а также организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. В рамках указанной совокупности субъектов информационной составляющей важную роль в создании профиля инновационной инфраструктуры играет Федеральная служба государственной статистики, отвечающая за формирование официальной статистической информации о процессах социального и экономического развития Российской Федерации с целью информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, организаций и граждан, а также международных организаций. Стоит отметить, что за последние 2 года количество обращений на Интернет-сайты официальной статистики возросло в 1,23 (в 2010 году оно составило 1075 тыс. ед.) [2]. В настоящее время система статистики России находится в стадии реформирования, что связано с переходом на новую информационную базу, заключающейся в проведении как сплошных, так и выборочных обследований, а также ориентацией на международные классификации экономической и социальной информации. Особое значение в условиях осуществления перехода на инновационный путь развития отечественной экономики представляет реализация «Программы специализированных статистических наблюдений за актуальными проблемами развития науки», в рамках которой необходимо разработать методический аппарат по изучению процессов глобализации научных исследований и разработок, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, а также гармонизированную систему статистических показателей для их оценки. Стоит отметить, что в 2010 году общее число показателей, включенных в базу данных оценки социальных и экономических процессов в стране, составило порядка 600, однако даже такое количество индикаторов не сформировало исчерпывающей картины современного положения, что, в первую очередь, обусловлено тем фактом, что многие из них дублируют друг друга. Кроме того, до настоящего момента времени не осуществлялся мониторинга ряда перспективных направлений научной деятельности. Так, только в 2009 году в целях информационного обеспечения реализации «Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года» впервые были получены данные о разработанных нанотехнологиях, проводимых научных исследованиях в данной области, об объемах инновационных продукции на их основе, а также о потребности в соответствующих специалистах. В целом, основной задачей Федеральной службы государственной статистики как ключевого субъекта информационной составляющей инфраструктуры является информационная поддержка участников инновационного процесса на различных его этапах реализации. В таблице 1 представлены основные функции официальной статистики в области информационного обеспечения реализации инновационного процесса.
Таблица 1 – Области информационной поддержки инновационного процесса
Таким образом, можно сделать вывод, что официальная статистика играет важнейшую роль в информационном обеспечении инновационной деятельности, поскольку является основой для проведения анализа достижения стратегических целей инновационного развития экономики, на базе результатов которого осуществляется выработка управленческих решений по повышению ее эффективности.
Литература 1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электронные данные – М., сор. 2010. – Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы государственной статистики на 2011-2013 годы // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Электронные данные – М., сор. 2011. – Режим доступа: [сылка более недоступна}
| |||||||||||||||||||||||||||||||||