Каталог статей

Никитина Я.А.

Недостаток практики как основная проблема подготовки квалифицированных специалистов в области менеджмента

Как известно, слово «менеджер» в переводе означает «управленец» или «управляющий». Сегодня менеджерами называют не только начальников департаментов, но и продавцов и даже уборщиков.

Однако, подготовить настоящего менеджера, который сможет грамотно организовать работу предприятия, рационально использовать подчиненные ему ресурсы, не так легко, как обучить менеджера по продажам. Управление – это даже не наука, это искусство, к которому, как и к любому другому искусству у человека должен быть талант. Но даже если этот талант есть, необходимо развивать его на определенной почве.

В ВУЗе можно лишь, к сожалению, ознакомить с управленческой наукой. Хотя в этом и состоит суть процесса обучения. У ливанского поэта и философа Калила Джебрана в поэме «Пророк» есть такие замечательные строки, иллюстрирующие эту мысль:

«Астроном будет говорить вам о своем понимании пространства, но не даст вам это понимание.

Музыкант может передать вам ритм, которым полнится все пространство, но не может дать вам ни слух, который улавливает ритм, ни голос, что вторит ему.

И посвященный в науку чисел может сказать о мире весов и мер, но не может ввести вас туда.

Ибо видение одного человека не дает крыльев другому». [1,490]

Соответственно, эффективное обучение должно основываться на практическом познании, так как эмпирический опыт – наиважнейший источник знаний и навыков человека. В современном мире, в котором информационные потоки льются Ниагарским водопадом на молодые головы, послушать лекцию и зафиксировать ее на бумаге недостаточно, так как это делается без осознания с периодическим отвлечением на переписку в телефоне. Если за время лекций студент усвоил 20% даваемого ему материала, уже хорошо. Но на самом деле усваивается гораздо меньше. Кроме того, благодаря сетевым информационным ресурсам, предлагающим бесплатно готовые работы, студенты утрачивают понимание и навыки написания рефератов и курсовых работ, соответственно у них не приобретается способность аналитически мыслить и работать с текстом. Закрывая на это глаза преподаватели способствуют формированию менталитета, что рефераты и курсовые работы нужно только «для галочки» или «для допуска», то есть носят формальный характер. Нельзя утверждать, что эта проблема есть повсеместно, но наблюдения показывают, что она носит глобальный характер.

Современных студентов очень трудно заинтересовать именно знаниями; они заинтересованы в основном в дипломе. Почему? Потому, что, возможно, подача этих знаний устарела. Сегодня мало просто интересно рассказать материал. Студенту нужно «пощупать знание», тогда он поверит, что это действительно знание, а не просто поток информации. Поэтому, как показывает наблюдение, они так ценят практиков – людей, которые могут сказать: «да, я сам это применял и получил такой-то результат».

В качестве вывода по выше изложенному следует сказать что, в ВУЗах и СУЗах нужно больше уделять внимание практическим занятиям и прохождению производственной и преддипломной практики.

Возникает вопрос, как это осуществить, когда экспериментальная база, учебно-исследовательское оборудование, аппараты и приборы в учебных заведениях устарели на 20-30 лет, а в лучших передовых университетах и НИИ – на 8-11 лет, тогда как в развитых странах технологии в наукоемких производствах сменяют друг друга через каждые 6 месяцев – 2 года? Кроме того, система организации, управления, поддержки науки и научных исследований, в том числе и вузовской науки, информационное обеспечение остались на уровне прошлого столетия.

Сразу приходит ответ: необходимо финансирование. Начиная с 2010 года на развитие вузовской науки и привлечение в российские ВУЗы ведущих ученых каждый год выделяют приблизительно 4 млрд. руб., но никаких существенных изменений не происходит. Этого явно не достаточно. Однако с учетом размеров бюджета нашей страны выделить большую сумму не представляется возможным. Резкое повышение оплаты обучения и сокращение бюджетных мест не решит проблемы, а только породит новые (например, резкое падение уровня образования населения, и как следствие отсутствие отечественных специалистов, что приведет к невозможности развивать отечественное производство).

Выход – привлечение представителей бизнеса как в качестве спонсоров, так и в качестве площадок для практики. Заключение договора с ВУЗом о спонсорстве, организации научных площадок, принятии практикантов, может быть стимулировано снижением налогового бремени или иными поощрениями. Кроме того, предприятия смогут таким образом готовить себе перспективных молодых кадров, а студенты, заинтересованные в практических знаниях и навыках, будут стремиться получить эту работу. Приглашение представителей бизнеса, особенно управленцев высшего звена на интервью со студентами так же будет способствовать заинтересованности в изучении экономических и управленческих дисциплин.

Разумеется, наука менеджмента совершенно не схода с химией или физикой, для которых практико-экспериментальная база достаточно конкретна и вещественна. Для воспитания управленца нужен целый «полигон» в виде коллектива или организации. В этом случае в качестве метода практического изучения дисциплины лучше всего подходит наблюдение изнутри, когда студент входит в производственно-управленческий процесс в качестве практиканта-наблюдателя и сопоставляет все увиденное с полученной ранее теорией.

Если в ВУЗах будет больше уделяться внимания практическим занятия, если они будут проходить не «для галочки», а с осознанием необходимости и полезности, если они будут адекватны сегодняшним реалиям, можно будет поднять качество образования на новую планку, действительно заинтересовав молодежь в получении знаний и навыков, разрушая тем самым уже сформировавшееся восприятие формальности образовательного процесса.

Литература

1. Ошо, Мессия: Комментарии к «Пророку» Калила Джебрана / Перв. С англ. – М.: ООО Издательство «София», 2008г. – с. 832