Каталог статей

Демесинов Т. Ж.

Теоретические предпосылки возникновения концепции аутсорсинга

Управление компанией — одно из наиболее ответственных и слож­ных направлений современного бизнеса, Менеджеры компании должны использовать знания, накопленные современной наукой, для обеспечения успеха в конкурентной борьбе. Перед современной наукой управления предприятием стоит сложная цель — превратить искусство управления компанией в процесс подготовки к конкурентной борьбе на рынке и реа­лизации задуманных стратегий и решений на практике. Для этого необхо­димо разработать простые и понятные методы управления компанией. К этим методам относится хорошо известная на Западе теория и практика аутсорсинга и делегирования полномочий.

Научной базой этого направления служит положение классической экономической школы. Все компании, действующие на рынке, в той или иной мере работают по принципам, сформулированным в свое время А. Смитом в классической работе, впервые опубликованной в 1776 г. [2]. Рассмотрим, в частности, принципы организации труда в промышленности, где производственный процесс Смит предлагал разбить на элементарные, простые задания, чтобы каждое из них мог выполнять отдельный рабочий. Для этого от него не требовалось высокой квалификации. Эта идея впо­следствии была реализована в массовом производстве типовой продукции.

Сегодня принципы, сформулированные А.Смитом, все еще сохра­няют актуальность: процессы принятия и выполнения решений стали формироваться в комплексы мероприятий руководства компаний. Вместе с тем обострение конкуренции на рынке вынуждает компании искать но­вые формы совершенствования управления с целью уменьшения издер­жек производства и управления, сокращения избыточных внутрифирмен­ных работ, повышения производительности труда работников путем улучшения их профессиональной подготовки и повышения ответственно­сти.

Рационализация современного производства неразрывно связана с именем и деятельностью Ф.Тейлора, создавшего новую систему организа­ции труда. Тейлор разложил на простейшие действия каждую трудовую операцию на производстве, засек время их исполнения лучшими работни­ками, а затем сформулировал наиболее экономичный способ выполнения каждого действия и всей операции [3]. Система Тейлора была внедрена в США на заводах Генри Форда и получила название «фордизм».

Впервые идеи Тейлора и Форда были пересмотрены в Японии. Осно­вой японской системы управления стала вера в людей и в их качества [4, 5].

Межфирменное кооперирование могло появиться и приобрести мас­штабы крупного экономического явления лишь на определенном этапе развития производительных сил, когда происходит с одной стороны, диф­ференциация производства, т.е. разделение труда и дробление производ­ственных процессов на отдельные, все более специализированные произ­водства, а с другой — объединение в один хозяйственный организм.

Кооперация труда (производства) внутри предприятий и производ­ственное кооперирование самостоятельных предприятий (фирм) взаимо­связаны. Производственное кооперирование самостоятельных предпри­ятий, обусловленное разделением труда, делает необходимым обмен, т.е. куплю-продажу продуктов различных отраслей труда. Поэтому связи меж­ду предприятиями различных сфер производства, осуществляются также путем обмена посредством купли и продажи. Участники этого процесса вступают в весьма сложные взаимоотношения, порождаемые требования­ми кооперации, прилагают координированные, целенаправленные усилия, имеющие задачей достижение обусловленного конечного результата. Сле­дует еще раз подчеркнуть, что совместная деятельность такого рода требу­ет от партнеров соблюдения ритмичности и синхронизации выпуска час­тичной и конечной продукции в согласованных объемах, ассортименте, качестве и в обусловленные сроки.

Чтобы выжить в условиях современной конкуренции, компания должна постоянно приспосабливаться к окружению, отслеживать измене­ния во внешней среде, изменяться, и прежде всего в направлении, в кото­ром наилучшим образом может реализовать свои возможности, фокусиро­вать внимание на тех бизнес-процессах, которые выполняет квалифициро­ванно. Изменение в формах и методах управления компанией преследует цель фундаментального переосмысления и радикальной трансформации бизнес-процессов для повышения уровня конкурентоспособности.

В современных условиях устойчивость продаж товара на рынке за­висит от эффективности и согласованности усилий в области маркетинга, разработки, производства, продажи и обслуживания предлагаемого на рынке изделия. Товар, обладающий необходимыми потребительскими свойствами, должен не только поступить на рынок в требуемый момент и в нужном количестве, но и обеспечиваться послепродажным обслужива­нием, поставками запасных частей, технической документацией на уров­не, сложившемся в мировой торговле.

Компании, работающие без должной адаптации своей системы управления к требованиям рынка, не выдерживают условий конкуренции и прекращают деятельность. Поэтому изменение управления и примене­ние новых методов и средств менеджмента, направленных на усиление конкурентоспособности, становятся ключевым инструментом стратегии устойчивого развития бизнеса в условиях формирования и развития конкурентной среды.

Рассмотренные выше теоретические предпосылки формирования нового вида предпринимательской деятельности - аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в на­чале 90-х годов XX в. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Выяснилось, что передача определен­ных функций внешним исполнителям объективно необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной.

Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компа­ний искать и применять новые формы управления бизнесом [6]. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на ос­нове долгосрочных договоров.

Следует отметить, что применение понятия «аутсорсинг» еще проч­но не устоялось. Американские экономисты Р.Чампэн и К.Эндрейд под­черкивают, что «этот термин используется как зонтик для обозначения различных направлений деловой активности» [7, с. 1], Канадский экономист Г.Кассиди считает главной отличительной особенностью аутсорсинга передачу контракта на сторону, вводя термин contracting out. Поэтому на наш взгляд, необходимым условием повышения конкурентоспособности отечественных предприятий является теоретическое обоснование понятия аутсорсинга как экономической категорий и поиск путей эффективного использования данного направления бизнеса и менеджмента для повышения конкурентных преимуществ казахстанских компании на основе конкретных инструментов, особенно на фоне предстоящего вступления страны во Всемирную торговую организацию и создания единого Таможенного союза с Россией и Беларусью.

Литература:

1. Harrison S. Outsourcing and the  «New» Human Resource Management. Published by IRC Press. Industrial Relations Center, Queen’s University. Kingston, 1996.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.Л., 1935.

3. Голембиевский С. А. История развития теории управления (предпосылки и общественно-политическое окружение). М.: 2002.

4. Пшенников В.В. Японский менеджмент: уроки для нас. М.: Япония сегодня, 2000.

5. Татеиси К. Вечный дух предпринимательства. М.: Московский бизнес, 1990.

6. Бусыгин А. В. Предпринимательство. М.: Бусыгин, 2003.

7. Chapman R.B., Andrade K. Jnsourcing afler the Outsourcing. MIS Survival Guide. American Management Association. N.Y., 1998.