Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бородин В.В. Проблемы формирования методик оценки социально-экономической эффективности деятельности туристских организацийДля адекватной оценки социально-экономической эффективности деятельности коммерческих организаций и, соответственно, организаций сферы туризма необходимы соответствующие показатели, а точнее система показателей.В своих работах Д.Е. Давыдянц [1 – 3] выделяет в качестве основных направлений разработки способа оценки социально-экономической эффективности системы определение критерия оценки (как результативной характеристики) и показателей, способных выразить социально-экономическую эффективность критерия оценки. При создании методики оценки социально-экономического явления должна наблюдаться система: «…уровень и динамика развития любой социально-экономической системы, продолжительность ее существования зависят, прежде всего, от степени соответствия и подчиненности экономических результатов функционирования целям ее социального развития» [1]. Данные утверждения, на наш взгляд, могут найти свое отражение и в построении методики оценки социально-экономической эффективности туристских организаций. Данная система показателей должна быть сформирована, опираясь на некоторые принципы: формирование на основе системного подхода и ориентированность на экономическую и социальную эффективность деятельности организации. В данном вопросе – структурирование системы показателей оценки социально-экономической эффективности деятельности туристских организаций – не наблюдается единства мнений. Приведем в качестве примера некоторые мнения авторов [4, 5 – 9], заслуживающие, на наш взгляд, внимания по ряду причин: 1) данные группы показателей характеризуют эффективность деятельности элементов туристской отрасли, коими являются туристские организации; 2) в представленных методиках используются принципы системности, отражающие специфику туристской отрасли; 3) методики других авторов характеризуют эффективность только экономическую либо разработаны исключительно для анализа организаций другого вида экономической деятельности – не туристской. Представим классификацию данных методик по следующим принципам: 1) общий (частный) элемент оценки – выявление в каждой методике общих или частных направлений оценки, т.е. определение способности методики быть отличной от другой методики, дополнять или взаимозаменять другую методику; 2) недостатки методики; 3) достоинства методики. Данная классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация методик оценки социально-экономической эффективности туризма (туристских организаций)
Таким образом, среди основных характеристик показателей, используемых при оценке (анализе) социально-экономической эффективности деятельности туристских организаций, являются следующие: 1) соблюдение системности при оценке деятельности туристских организаций; 2) увязка показателей с отраслевой спецификой туристских организаций, то есть показатели должны учитывать особенности данной отрасли; 3) возможность отражения аналитическими показателями всей полноты информации по данной организации.
Список используемых источников:
1. Давыдянц Д.Е. Критерий, показатели и оценка социально-экономической эффективности // Вопросы статистики, 2002. – № 8, стр. 73 – 78 2. Давыдянц Д.Е. Эффективность функционирования экономики. – Ставрополь: Кавказский край, 2000. – 132 с. 3. Давыдянц Д.Е. Оценка, анализ и пути повышения эффективности экономики (макро-, мезо- и микроуровни, торговля). – Ставрополь: Кавказский край, 2000. – 500 с. 4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 176 с. 5. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: «Издательский дом Герда», 2001. 320 с. 6. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось – 89», 1998. 160 с. 7. Phaenomen des Reisens, Heft 19 der Berner Studien zum Fremdenverkehr, Bern, 1982, S.39. 8. The tourism industry. A report for the world summit on sustainable development Johannesburg, September 2002. Complited by WTTC, IFTO, IHRA, ICC, facilitated by UNEP (Division of Technology, Industry & Economics), WTO. 2001. 9. Соболева Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 160 с.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||