Каталог статей

Бородин В.В.

Проблемы формирования методик оценки социально-экономической эффективности деятельности туристских организаций

Для адекватной оценки социально-экономической эффективности деятельности коммерческих организаций и, соответственно, организаций сферы туризма необходимы соответствующие показатели, а точнее система показателей.

В своих работах Д.Е. Давыдянц [1 – 3] выделяет в качестве основных направлений разработки способа оценки социально-экономической эффективности системы определение критерия оценки (как результативной характеристики) и показателей, способных выразить социально-экономическую эффективность критерия оценки. При создании методики оценки социально-экономического явления должна наблюдаться система: «…уровень и динамика развития любой социально-экономической системы, продолжительность ее существования зависят, прежде всего, от степени соответствия и подчиненности экономических результатов функционирования целям ее социального развития» [1].

Данные утверждения, на наш взгляд, могут найти свое отражение и в построении методики оценки социально-экономической эффективности туристских организаций. Данная система показателей должна быть сформирована, опираясь на некоторые принципы: формирование на основе системного подхода и ориентированность на экономическую и социальную эффективность деятельности организации.

В данном вопросе – структурирование системы показателей оценки социально-экономической эффективности деятельности туристских организаций – не наблюдается единства мнений. Приведем в качестве примера некоторые мнения авторов [4, 5 – 9], заслуживающие, на наш взгляд, внимания по ряду причин:

1) данные группы показателей характеризуют эффективность деятельности элементов туристской отрасли, коими являются туристские организации;

2) в представленных методиках используются принципы системности, отражающие специфику туристской отрасли;

3) методики других авторов характеризуют эффективность только экономическую либо разработаны исключительно для анализа организаций другого вида экономической деятельности – не туристской.

Представим классификацию данных методик по следующим принципам:

1) общий (частный) элемент оценки – выявление в каждой методике общих или частных направлений оценки, т.е. определение способности методики быть отличной от другой методики, дополнять или взаимозаменять другую методику;

2) недостатки методики;

3) достоинства методики.

Данная классификация представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация методик оценки социально-экономической эффективности туризма (туристских организаций)

Показатель

сравнения

Методика М.Б. Биржаков,

В.Б. Сапрунова

Методика Е.А. Соболевой

Методика И.Т. Балабанова и

А.И. Балабанова

Общий (частный)  элемент оценки

Показатели экономического влияния туризма на структуру ВВП Показатели качества использования туристских услуг (по видам услуг, по типу используемой инфраструктуры, по типу туристской организации)

Показатели состояния и развития инфраструктуры туризма

Международные территориальные показатели развития туризма

Финансово-экономические показатели деятельности туристских организаций

Территориальные (внутри страны) показатели развития туризма

Индикативные показатели, характеризующие способность развития туризма на территории

Оценка объема туристского потока на данной территории

Недостатки

методики

Невозможность оценки «скрытного» туризма

Отсутствие оценки поступлений от туризма из-за не учета различных способов оплаты и денежных переводов

Невозможность анализа деятельности туристской организации, расположенной на территории более одного административно-территориального образования, и способности оценки ее вклада в ВВП территории

Необходимость уточнения отдельных показателей, входящих в группы, для повышения качества выводов по результатам оценки

Достоинства методики

Возможность оценки состояния инфраструктуры туризма и туристской организации

Использование показателей для оценки влияния туризма как отрасли на экономику территории

Способность оценить экономический эффект от деятельности туристской организации на данную территорию

Использование в методике социальных показателей, характеризующих интерес туристов совершать поездки

Возможность проведения анализа себестоимости туристской продукции (работ, услуг)


Таким образом, среди основных характеристик показателей, используемых при оценке (анализе) социально-экономической эффективности деятельности туристских организаций, являются следующие:

1) соблюдение системности при оценке деятельности туристских организаций;

2) увязка показателей с отраслевой спецификой туристских организаций, то есть показатели должны учитывать особенности данной отрасли;

3) возможность отражения аналитическими показателями всей полноты информации по данной организации.

Список используемых источников:

1. Давыдянц Д.Е. Критерий, показатели и оценка социально-экономической эффективности // Вопросы статистики, 2002. – № 8, стр. 73 – 78

2. Давыдянц Д.Е. Эффективность функционирования экономики. – Ставрополь: Кавказский край, 2000. – 132 с.

3. Давыдянц Д.Е. Оценка, анализ и пути повышения эффективности экономики (макро-, мезо- и микроуровни, торговля). – Ставрополь: Кавказский край, 2000. – 500 с.

4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 176 с.

5. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: «Издательский дом Герда», 2001. 320 с.

6. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось – 89», 1998. 160 с.

7. Phaenomen des Reisens, Heft 19 der Berner Studien zum Fremdenverkehr, Bern, 1982, S.39.

8. The tourism industry. A report for the world summit on sustainable development Johannesburg, September 2002. Complited by WTTC, IFTO, IHRA, ICC, facilitated by UNEP (Division of Technology, Industry & Economics), WTO. 2001.

9. Соболева Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 160 с.