Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крылова А.Г. Организация риск-менеджмента на примере ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть»Производственная деятельность крупных промышленных компаний связана с наличием широкого спектра рисков, реализация которых не должна оказывать влияние на стабильное функционирование компании. Страхование традиционно является составной частью управления рисками и позволяет существенно уменьшить зависимость экономико-финансового состояния компании от них. Страхование предприятий топливно-энергетического комплекса, которые являются сложнейшими производствами с большим количеством техногенных и природных факторов риска, - наиболее сложный вид страхования, при котором необходим комплексный подход к оценке имущества и постоянный мониторинг рисков. В этой связи в любой крупной промышленной компании возникает необходимость разработки надежной системы обеспечения страховой защиты. [3]Страховую защиту организаций Группы «ЛУКОЙЛ» осуществляет ОАО «Капитал Страхование», которое получило на это право по итогам тендера. Партнерами ОАО «Капитал Страхование» при реализации страховой защиты организаций ЛУКОЙЛа являются глобальные мировые брокеры (Willis, Marsh), крупнейшие страховые и перестраховочные компании (AIG, Swiss Re и др.), ведущие оценочные (AmericanAppraisal и др.) и специализированные экспертные (SuregroveLtd., ЗАО «Индустриальный риск», Государственная экспертиза проектов МЧС России) организации. ОАО «Капитал Страхование» - одна из первых российских компаний, которая совместно с предприятиями ТЭК начала формировать собственную политику риск-менеджмента и мониторинга рисков. Успешному развитию этого направления во многом способствует работа ОАО «Капитал Страхование» и специалистов ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть». В 2003 году в организации риск-менеджмента ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» произошли существенные изменения. В частности были утверждены и введены в действие «Основные положения стратегии и политики в области обеспечения страховой защиты», а также создано специализированное подразделение в структуре главного управления казначейства и корпоративного финансирования. Основная цель реализации программы страхования - обеспечение стабильного функционирования и развития компании с помощью реализации экономически эффективной страховой защиты от рисков, представляющих угрозу бизнесу, здоровью работников, а также имущественным интересам акционеров и инвесторов. Программа страховой защиты, разработанная ОАО «Капитал Страхование» и успешно реализуемая в настоящее время, выполняет следующие функции: · идентифицирует все риски, которые способны представлять угрозу стабильности, устойчивости компании; · компенсирует финансовые потери от аварийных ситуаций, что позволяет распространить бюджетное планирование на процессы управления рисками; · обеспечивает восстановление имущества до состояния, в котором оно находилось до аварии (гибели, повреждения); · реализует возмещение гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде; · обеспечивает выполнение требований к страховой защите персонала ООО«Лукойл-Нижневолжскнефть» и его дочерних обществ; · ведет управление рисками в рамках системы риск-менеджмента ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», включая оценку основных фондов и мониторинг рисков. [2] Одной из главных частей общей программы, реализуемой ОАО «Капитал Страхование» является страхование транспорта различного вида и страхование грузов. ОАО «Капитал Страхование» имеет богатый опыт по страхованию грузов, как на внутренних, так и на международных перевозках. Компания страхует любые виды грузов, перевозимые любым видом транспорта в любую точку России и мира. В зависимости от характера груза и по желанию клиента страховой полис может быть двух видов: 1. Обеспечивает страховую защиту на весь период транспортировки "от склада до склада", включая хранение на складах отправителя или получателя; 2. Обеспечивает страховую защиту на отдельные этапы транспортировки. Полис также предусматривает покрытие рисков, связанных с перегрузкой и промежуточным хранением груза. Объем страхового покрытия зависит от характера груза и пожеланий клиента. Страхование проводится на следующих условиях [4]: - "с ответственностью за все риски"; Общие потери нефтепродуктов в год составляют около 0,03 % (масс.) оборота нефтепродуктов. Следует отметить, что при перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом потери составляют 6,2 %, при перевозках водным транспортом 27,2 % и на магистральных нефтепроводах – 29,4 %. Доминирующими в общих потерях продуктов являются потери автобензина, затем дизельного топлива, мазута, нефти и прочих нефтепродуктов. [1] Результаты страховой деятельности «Капитал Страхования» в отношении ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты страховой деятельности «Капитал Страхование»
Как видно из таблицы 2, общий объем страхование компании ООО«Лукойл-Нижневолжскнефть» сократился в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 116 152 тыс. руб., что является отрицательным фактом для деятельности предприятия. ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» стало больше страховать железнодорожный и водный транспорт, суммы страхования по которым выросли на 151 110 тыс. руб. (на 87,3%) и 135 620 тыс. руб. (в 2,8 раза) соответственно. Страхование наземного транспорта сократилось за анализируемый период на 425 274 тыс. руб. или на 43,3 %. Причиной данного сокращения является рост числа перевозок грузов железнодорожным и водным транспортом. Застрахованные грузы и условия страхования за 2010-2011гг. представлены в таблице 1.
Условия страхования: 1. «С ответственностью за все риски» согласно п. 4.1.1. Правил страхования грузов; 2. К страховым случаям не относятся (помимо перечисленных в правилах Страхования): убытки, происшедшие в результате скручивания, изгибов и деформации труб, а также повреждения концов труб (для труб в связках); 3. Лимит ответственности по каждому страховому случаю составляет 400 миллионов долларов США, что является самым высоким лимитом ответственности по нефтеперерабатывающим и нефтехимическим предприятиям российской нефтяной индустрии.
Литература:
1. [сылка более недоступна} 2. [сылка более недоступна} 3. [сылка более недоступна} 4. [сылка более недоступна}
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||