Каталог статей

Доскеева Гулашар Жармагамбетовна

Анализ современного состояния финансовых ресурсов сферы здравоохранения Казахстана

Современная система охраны здоровья населения является одной из основных отраслей экономики, требующих крупномасштабного финансирования. Сегодня сфера здравоохранения нашей страны финансируется за счет средств государственного бюджета, личных средств граждан и фондов добровольного медицинского страхования. Основная доля финансовых ресурсов, направляемых на покрытие расходов сферы здравоохранения, приходится на государственный бюджет.

Что касается объема финансирования отрасли, то в последние годы наблюдается рост финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение. Как показывают статистические данные нижеприведенной таблицы, в 2007 году общий объем финансовых ресурсов, выделенных на здравоохранение по сравнению с 2006 годом увеличился на 33,9 %, c 2005 годом – на 65,4 % и в сравнении с 2004 годом объем финансирования вырос на 135,8 %. (Таблица 1)

Большую часть финансовых ресурсов системы здравоохранения образуют средства, направляемые из бюджета государства на финансирование гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее ГОБМП). По данному направлению в 2008 г. из государственного бюджета было выделено 225,6 млрд. тенге. Это на 61,6 % больше, чем в 2006 году и на 149,3 % больше по сравнению с объемом финансирования ГОБМП 2004 года.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи на душу населения в 2008 году составил 14949 тенге, что на 63 % больше ГОБМП 2006 года и в 2,5 раза больше объема 2004 года. На местном уровне данный показатель (ГОБМП 2008 г.) увеличился на 56,2 % по сравнению с 2006 годом и на 151 % - по сравнению с 2004 годом. (Таблица 1)

Таблица 1. Финансовые ресурсы сферы здравоохранения за 2004-2008 гг.

                               

2004

2005

2006

2007

2008

Объем финансирования – всего, млрд.тенге

131,2

187,1

231,1

309,5

На душу населения  (всего), тенге

8740

12298

15184

20105

На душу населения  (на местном уровне), тенге

7097

9946

12304

17344

Финансирование ГОБМП, млрд.тенге

90,5

118,5

139,6

195,1

225,6

На душу населения (всего), тенге

6025

7785

9172

12673

14949

На душу населения (на местном уровне), тенге

5433

7405

8728

11969

13636

Составлена на основе статистических данных Министерства здравоохранения РК

Объем медицинской помощи, не входящий в программу ГОБМП финансируется за счет личных средств граждан и средств системы добровольного медицинского страхования. По данным Агентства по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций РК в 2007 году в Казахстане 25 страховых компаний осуществляли операции по  добровольному медицинскому страхованию. Сумма перечисленных финансовых ресурсов данными страховыми компаниями медицинским организациям за оказанные медицинские услуги застрахованным лицам за 2007 год составила 3,4 млрд.тенге. Это на 21,4 % больше показателя 2006 года (объем финансирования из фондов добровольного медицинского страхования за 2006 год составляет 2,8 млрд.тенге). В первой половине 2008 года сумма средств, поступивших от страховых компаний за оказанные медицинские услуги достигла 2,3 млрд.тенге, что на 92 % выше показателя аналогичного периода 2007 года.

В целях обеспечения сферы стабильными финансовыми ресурсами, согласно стратегическому плану на 2009-2011 годы на уровне государства планируется поэтапный рост объема финансирования отрасли: если в 2009 году  объем финансирования планируется в размере 3,3 % от ВВП,  то в 2010 году данный показатель планируется довести до 3,5 % ВВП.

Вместе с этим внедряется методика частичного фондодержания, основная цель которой заключается в стимулировании рационального использования средств путем увеличения полномочий учреждений первичной медико-санитарной помощи в части распределения финансовых ресурсов сферы. То есть на основе норматива подушевого финансирования средства поступают в распоряжение учреждений первичной медико-санитарной помощи,  которые в дальнейшем оплачивают все медицинские услуги (стационарное лечение, диагностические услуги, вызовы скорой медицинской помощи), оказанные прикрепленному к ним населению. Данная методика стимулирует рациональное использование финансовых ресурсов на уровне первичного звена здравоохранения, развитие профилактических мероприятий среди населения, способствует сокращению количества необоснованных направлений на получение дорогостоящего стационарного лечения путем развития стационарозамещающих технологий лечения (в том числе дневных стационаров), снижению количества ложных вызовов скорой медицинской помощи и т.д. В результате развивается менеджмент в сфере здравоохранения, совершенствуются мотивация труда медицинских работников, система мониторинга и оценки качества оказания медицинских услуг и т.д.

Следующим нововведением в системе здравоохранения является внедрение системы национальных счетов (далее СНС), которое осуществляется с 2007 года. Основная задача СНС в здравоохранении – сбор информации о состоянии здоровья населения и осуществлении государственных программ охраны здоровья населения и использование данной информации в решении важных проблем в сфере здравоохранения.

По данным СНС, в 2007 году сумма средств, выделенных на покрытие расходов больничных учреждений страны составила 116788,2 млн.тенге, в том числе расходы больниц, оплаченные за счет личных средств граждан составили 4776,8 млн.тенге. Объем финансовых ресурсов, направленных на оплату амбулаторных медицинских услуг составил 48927,9 млн.тенге, в том числе доля личных средств граждан – 15, % (7631,9 млн.тенге).

По итогам 2007 года большая часть (50,5 %)  финансовых ресурсов здравоохранения была использована на финансирование  медицинских услуг, оказанных больничными учреждениями. Следующая по объему финансирования группа расходов приходится на систему оказания амбулаторной медицинской помощи. Удельный вес управленческих расходов и средств добровольных фондов медицинского страхования в общем объеме расходов составляет 10,5 %. Оставшаяся часть (18 %) финансовых ресурсов, направленных на сферу, приходится на расходы организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами и медицинской техникой, а также на прочие расходы сферы здравоохранения.

Одно из основных направлений расходования финансовых ресурсов здравоохранения связано с обеспечением населения лекарственными средствами. По статистическим данным Министерства здравоохранения РК за 2005-2007 годы объем рынка лекарственных средств увеличился в 3 раза и составил 100 млрд.тенге, в том числе государственная закупка лекарственных средств составляет около 40 % всего оборота лекарственных средств на рынке.

Согласно статистическим данным 2008 года, доля отечественного производства лекарственных средств в общем объеме казахстанского рынка лекарственных средств составляет 11 % ( в 1998 году данный показатель равнялся 3,7 %) и 89 % лекарственных средств импортируется из дальнего и ближнего зарубежья. 

Увеличение объема лекарственных средств отечественного производства является одной из основных проблем развития системы здравоохранения страны. В этой связи необходимо поддержать развитие отечественной фармацевтической промышленности на государственном уровне, тем самым ограничить зависимость страны от зарубежных лекарственных средств и медицинской техники. В части государственной поддержки лекарственной промышленности необходимо:

- предоставление льгот по налогообложению, а именно освобождение производителей медицинских, в том числе лекарственных изделий от акцизов (например от акциза на спирт, используемый в производстве) и НДС (например, от НДС импортируемых материалов для производства медицинских изделий);

-  полное или частичное освобождение юридических лиц-производителей жизненно важных лекарственных средств от корпоративного подоходного налога и т.д.

Налоговые льготы со стороны государства могут способствовать следующему:

- экономии валютных резервов страны, расходуемых на импортирование лекарственных средств;

- снижению рыночных цен на лекарственные средства;

- привлечению внутренних и внешних инвесторов в отечественную фармацевтическую промышленность;

- образованию новых рабочих мест.

Что касается бесплатного обеспечения населения лекарственными средствами, то согласно статистике нижеуказанной таблицы за 2005-2007 годы на эти цели было выделено 6 млрд.тенге, из них 26,6 % было направлено на обеспечение лекарствами детей до 5 лет, 38,3 % - на беременных женщин и 35 % - детей и подростков с хроническими заболеваниями, состоящих на диспансерном учете (Таблица 2)

В 2008 году продолжено исполнение мероприятий по лекарственному обеспечению. На лекарственное обеспечение детей до 5 –летнего возраста в 2008 году из средств местного бюджета выделено 717,2 млн.тенге и с начала года по июль лекарственными средствами обеспечено 249,7 тысяч детей или 36,6% от запланированного числа нуждающихся больных.

На лекарственное обеспечение детей и подростков, состоящих на диспансерном учете  в 2008 году из средств местного бюджета выделено 921,5 млн.тенге. По состоянию на 1 июля 2008 года медикаменты получили 106,1 тысячи детей до 18 лет, то есть 46,4% от нуждавшихся в лекарственном обеспечении.

На обеспечение беременных женщин препаратами йода и железа из средств местного бюджета за 2008 год выделено 755,7 млн. тенге. По состоянию на 1 июля 2008 года 159,8 тысяч беременных обеспечены железо- и йодсодержащими препаратами, что составляет 49,4% от плана.

Таблица 2. Обеспечение населения бесплатными лекарственными средствами за 2005-2008 годы

 

Группы населения, обеспеченные бесплатными лекарственными средствами

 Объем финансовых ресурсов, выделенных на лекарственые средства, млрд.тенге

2005-2007 гг.

2008 г.

Дети до 5 лет

1,6

0,7172

Беременные женщины

2,3

0,7557

Дети и подростки, находящиеся на диспансерном учете при амбулаторном лечении хронических заболеваний

2,1

0,9215

Составлена на основе статистических данных Министерства здравоохранения

Следующая группа расходов сферы здравоохранения связана с приобретением медицинского оборудования. В целях обеспечения районных, городских и областных больниц медицинским оборудованием за 2005-2007 годы из республиканского бюджета было выделено средств на сумму 8,6 млрд. тенге и на эту сумму было приобретено более 10 тысяч медицинского оборудования и изделий медицинского назначения. По статистистическим данным в 2008 году на покупку медицинского оборудования районным, городским и областным больницам было выделено: из республиканского бюджета 857,6 млн.тенге, из местных бюджетов – 329,8 млн.тенге.

Однако эти средства покрывают лишь часть потребностей лечебных учреждений в медицинском оборудовании. По данным Министерства здравоохранения в первом полугодии 2008 года показатель обеспеченности местных стационаров медицинским оборудованием и изделиями составил: по областным больницам – 38 %, городским больницам – 21 %, центральным районным больницам – 35 %.

Низкий уровень обеспеченности учреждений здравоохранения необходимым медицинским оборудованием является одной из основных проблем отрасли, которая не находит решения в течение нескольких десятилетий. Качество оказываемых медицинских услуг, которое считается одним из основных показателей, обеспечивающих конкурентоспособность национальной системы здравоохранения непосредственно зависит от такого фактора как наличие необходимого медицинского оборудования и медтехники. В этой связи считается необходимым поиск дополнительных источников финансирования, направленных на расширение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений путем привлечения внутренних и внешних инвесторов в сферу охраны здоровья населения. Для привлечения инвестиций в сферу необходимо разработать методику стимулирования инвесторов со стороны государства. Учитывая низкоприбыльность вложенного капитала в социальную сферу, нужно обеспечить инвесторам государственную поддержку в виде налоговых каникул, льгот по налогообложению, софинансирования со стороны государства и т.д.

Подытоживая вышесказанное, нужно отметить, что на сегодняшний день  финансовые ресурсы, направляемые на покрытие расходов здравоохранения полностью не удовлетворяют финансовую потребность сферы. В большей части это связано с проблемой обеспечения лечебных учреждений современным медицинским оборудованием и медицинской техникой, а также лекарственными средствами. По статистическим данным, объем финансовых ресурсов, выделенных на сферу здравоохранения за последние 10 лет не превышал 2,7 % ВВП. А по рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) минимальный объем финансирования здравоохранения должен составить 5 % ВВП страны. В этой связи имеют особую актуальность формирование дополнительных источников финансирования сферы (привлечение иностранных и отечественных инвестиций, развитие системы добровольного медицинского страхования, системы оказания платных медицинских услуг и т.д.), а также полное внедрение в систему финансирования сферы наиболее оптимальных методов финансирования (например метод финансирования на основе клинико-затратных групп, метод подушевого финансирования), предполагающих рациональное использование средств сферы охраны здоровья населения.

Использованная литература

1. Информация о ходе реализации первого этапа (2005-2007 годы) Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. //Официальный сайт Министерства Здравоохранения

2. Статистический сборник Республики Казахстан. –Алматы, 2008. – с.353-356