Каталог статей

Фрум О. Л.

Адаптационный подход к целеполаганию функциональных стратегий

Организация, как открытая система, подвергается влиянию из вне. Однако интеграция снижает воздействия пяти конкурентных сил, поэтому является действенным способом адаптации. В связи с включением всей цепочки создания стоимости в структуру ограничивается рыночная власть продавцов. Высокие барьеры вхождения в отрасль снижают воздействие угрозы вторжения новых участников на рынок. Сокращение воздействия этих конкурентных сил приводит к конкретизации целей развития организации и повышению вероятности правильного выбора стратегии как направления движения к достижению поставленных целей. Внедрение инноваций снижает угрозу появления продуктов-заменителей и одновременно рыночную власть потребителей. Таким образом, для интегрированного формирования главной задачей является победа в борьбе с существующими конкурентами.

В аспекте снижения влияния на организацию воздействия конкурентов важным вопросом является рассмотрение адаптационных механизмов изменений  потенциала организации.

В литературе представлено много точек зрения на природу развития экономических систем в процессе их функционирования и взаимодействия с внешней средой. По нашему мнению, необходима расширенная систематизация типов изменений   

Проблемам адаптивного управления посвящены труды многих ученых: А.А.Богданова, П.Друкера, А.Чандлера, Ф.Котлера, И.Ансоффа и др.

Типологию адаптивного экономического поведения фирмы на основе её способностей и возможностей приспособления к условиям внешней среды рассматривали Винокуров В.А. [1], Филатова Ю. В. [2].

Условия интеграции рыночного и ресурсного подходов систематизированы в работах Авиловой Т.В. [3],  Осадника В. [4].

В современных условиях быстрого обесценивания конкурентных преимуществ для достижения целей, получения устойчивого положения на рынке и успеха в конкурентной борьбе необходима стратегия «на опережение», то есть проактивная стратегия. Воздействие организации на внешнюю среду снижает её неопределённость. Развиваясь на основе использования расширяющихся возможностей или адаптируясь к возникающим ограничениям, предприятия становятся не только более эффективными, но и сами постепенно изменяют внешнюю среду.

Именно организации, являющиеся лидерами отрасли, имеют большие возможности для влияния на своё окружение. А конкуренты вынуждены копировать поведение лидера или развивать свою уникальность.

Но предприятие функционирует в условиях рынка и должно реагировать на сигналы рынка. Поэтому  предприятию нужна и активная стратегия.

С точки зрения направления воздействия при адаптации суть активной стратегии заключается в адаптации внутренней среды организации  к внешним условиям. Суть проактивной – в адаптации рынка к внутренним условиям организации. Оптимальное сочетание этих двух видов стратегий  приводит к устойчивому положению предприятия на рынке путём повышения устойчивости организации к внешним и внутренним кризисам.

В связи с различием целей и характеристик этапов жизненного цикла потенциала организации оптимальность сочетания активной и проактивной стратегий на каждом этапе различна. Из-за различия начальных условий развития и уровня потенциала для каждой организации эта оптимальность уникальна. Критерием оптимальности является устойчивость потенциала, основанная на  способности к адаптации и степени влияния на изменения внешнего окружения.

Система является устойчивой, если:

- сохраняет тенденцию стремления к тому состоянию, которое наиболее соответствует целям системы;

- способна сохранять своё качество без изменения структуры или не претерпевает глобальные изменения структуры при определённом  наборе ресурсов.

Устойчивость системы – способность системы сохранять свое движение в заданном направлении к достижению поставленной цели достаточно долго.

Адаптация к изменяющейся внешней среде требует от высшего ор­гана управления организации гибкости, которая выражается в измене­ниях, касающихся в первую очередь технологий, а нередко и структуры, и цели организации. [5]

В соответствии с законом необходимого разнообразия У. Р. Эшби,  чтобы создать систему, способную справиться с решением проблемы, обладающей определенным, известным разнообразием, нужно, чтобы сама система имела еще большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать в себе это разнообразие [6]. То есть, для поддержания жизни система должна непрерывно поддерживать такой уровень внутреннего разнообразия, который соответствовал бы разнообразию окружающей среды. В этом случае она достаточно долго может сохранять равновесие со средой.

Если разнообразие окружающей среды выше разнообразия системы, то системе нужно адаптироваться к опережающему росту сложности окружающей среды, иначе система гибнет или попадает под управление другой системы.

При условии, что разнообразие окружающей среды ниже, чем разнообразие системы система начинает адаптировать среду путем передачи ей разнообразия.

Винокуров В. А. рассматривает три вида систем по степени адаптации.

1. Системы с пассивной адаптацией к внешней среде (в которых слабо развиты механизмы поиска возможностей во внешней среде).

2. Системы с активной адаптацией (в которых хорошо развиты механизмы поиска и использования возможностей внешней среды).

3. Системы, воздействующие на изменение среды и формирующие условия в интересах деятельности компании [1].

Филатова Ю. В. Выделяет три вида фирм:

1) пассивная фирма, сохраняющая консервативные, в определенных случаях неэффективные, хозяйственные связи;

2) активная фирма, быстро и адекватно реагирующая на рыночные регуляторы;

3) активно-пассивные фирма сочетает черты предыдущих двух типов [2].

Уманский А. С. определяет следующие возможные сценарии реагирования организации на изменения:

1) превентивное реагирование (опережающие и предупреждающие реакции);

2) синхроническое реагирование (реакции одновременные с изменением поведения элементов внешней среды); 

3) запаздывающее реагирование [7].

Таким образом, в процессе развития потенциала организации можно выделить три типа изменений адаптационной направленности.

1. Активный тип изменений. Характеризуется революционными изменениями под воздействием изменений во внутренней среде, связанными с опережающим реагированием на изменение среды.

2. Пассивный тип изменений. Ему свойственны эволюционные изменения под воздействием изменений во внутренней среде, основанные на запаздывающем реагировании на изменение среды.

3. Активно-пассивный тип изменений. Сочетает в себе эволюционность развития пассивного типа под воздействием изменений во внутренней среде активного типа и связан с одновременным изменением внутренней и внешней среды.

На основании этого можно сделать вывод, что именно активный тип изменений потенциала организации сопряжён с влиянием внутренних изменений на изменения во внешней среде.

Табачникова М.Б. выделяет два вида механизмов процесса системного изменения: адаптационный и бифуркационный. С адаптационным связаны «постепенные, приспособительные, щадящие, а главное, целенаправленные изменения объектов под воздействием внутренних и внешних факторов» [8]. Бифуркационное изменение, по её мнению, соответствует катастрофической, радикальной, революционной и непредсказуемой смене качества.

Бекетов Н.В. рассматривает две модели развития систем: эволюционную и бифуркационную. Эволюционная модель характеризуется предсказуемыми линейными изменениями. Бифуркационное развитие имеет принципиально непредсказуемый характер [9].

В зависимости от среды возникновения изменения могут быть внутренними и внешними. В зависимости от характера протекания – эволюционными и революционным. Революционный тип связан с резким изменением структур. Эволюционный – с плавным поэтапным изменением.

На основе вышесказанного можно выделить четыре типа процесса изменений потенциала организации: активная адаптация, пассивная адаптация, активно-пассивная адаптация, бифуркация.

                                                                                 Таблица. Типология изменений

                    Среда возникновения

Характер протекания

Внутренняя

Внешняя

Эволюционный

Активно-пассивная адаптация

Пассивная адаптация

Революционный

Активная адаптация

Бифуркация

Адаптация достигается посредством изменения целого ряда функциональных стратегий: маркетинговой, финансовой, технологической, инновационной и др. Все это способы приспособления предприятия к требованиям окружающей среды.

На схеме представлен набор методов реализации функциональных стратегий, соответствующих различным типам изменений потенциала организации. Сочетание различных методов изменений  функциональных стратегий определяет тип изменений потенциала.

Функции

Организационная

Инновационная

Производственная

Маркетинговая

Финансовая

Реструктуризация


Схема. Набор функциональных стратегий, соответствующий различным типам изменений потенциала организации.

Таким образом, главной целью группы функциональных стратегий является адаптация потенциала организации к изменяющимся условиям. А различные сочетания функциональных стратегий создают возможность реализации определённых конкурентных и базовых стратегий развития.

Адаптация к быстрым изменениям предполагает частые и решительные трансформации системы целей и системы навыков, умений по достижению поставленной цели. Кризис является реакцией на изменения. Быстрая адаптация к изменениям путем расширения возможностей на основе реализации инновационной стратегии и согласованности всех функциональных стратегий способствует повышению гибкости и устойчивости потенциала организации к кризисам.

Для более полного понимания необходимости  рассмотреть взаимосвязь и взаимозависимость стратегий всех уровней в зависимости от стадии жизненного цикла потенциала.

Литература:

1. Винокуров В.А. Методологические вопросы организации системы управления компанией: стратегический аспект: [сылка более недоступна}

2. Филатова Ю. В. Адаптация экономического поведения фирмы к современным условиям России: Автореф. дис… канд. эконом. наук: 08.00.05 / Волгоградский государственный университет. – В., 2008. – 24 с.

3. Авилова Т.В. Конкурентное преимущество в условиях «новой экономики» // Проблемы современной экономики. – 2009. – №  2(30)

4. Осадник В. Значение интеграции рыночного и ресурсного подходов для стратегического управления предприятием: [сылка более недоступна}

5. Фролов С. С.  Социология организаций: Учебник. — М.: Гардарики, 2001. — 384 с.

6. Рыгалин Д. Б., Бударов А. Ю. Процессы самоорганизации в высокотехнологичных кластерах //  ИнВестРегион. – 2006. – № 1. – С. 42

7. Уманский А. С. Политики предприятия как инструмент реализации стратегии в условиях высокодинамичной внешней среды:  Автореф. дис… канд. эконом. наук: 08.00.05 / Уральская академия государственной службы. –  Ч., 2006. –  25 с.

8. Табачникова М.Б. Природа и сущность экономических изменений: [сылка более недоступна}

9.  Бекетов Н. В. Бифуркационная природа экономических кризисов и социальных катастроф: [сылка более недоступна}