Ценообразование (Кушнир И.В.)

Надбавки и скидки

При установлении цен со скидками и зачетами различают:

  • скидки за платеж наличными («сконто»);
  • скидка за количество закупаемого товара;
  • функциональные скидки – предлагаются производителям товара, службам товародвижения, выполнения определенной функции по продаже товара, его хранению, учету и т. д.;
  • сезонные скидки. Уменьшение цены для потребителя, совершаемого внесезонные покупки товаров или услуг;
  • скидки с прейскурантной и справочной цены;
  • бонусные скидки за оборот – даются постоянным покупателям в зависимости от оборота продаж;
  • прогрессивные скидки – предоставляются за количество, объем покупки;
  • товарообменный зачет или скидка – предоставляется за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара;
  • экспортная скидка при продаже товара на экспорт;
  • скрытые скидки – предоставляются покупателям в виде бесплатных образцов.

Зачеты представляют собой другие виды скидок с прейскуранта цены. Например, товарооборотный зачет – это понижение цены нового товара при условии сдачи старого.

Прейскуранты – это систематизированные сборники цен на продукцию фирмы, предлагаемую покупателю. Составной частью ценообразования является широко распространенная система скидок с прейскурантных цен. Их используют фирмы – производители товаров и розничная торговля, уменьшая первоначальную цену для привлечения новых покупателей.

Установление цен со скидками преследует несколько целей:

а) магазины устанавливают на некоторые товары заниженные и убыточные цены ради привлечения покупателей, надеясь, что они заодно приобретут и другие товары по обычным ценам;
б) для привлечения покупателей используются цены для особых случаев (праздничная торговля, зимняя распродажа);
в) устранение дискриминации цен. С учетом разновидности покупателей, разные покупатели платят за один и тот же товар разные цены.

Цены могут устанавливать с различными скидками в зависимости:

  • от времени: цены меняются в зависимости от сезона, дней недели, часов, суток;
  • от местонахождения: товар продается по различным ценам в разных местах, хотя издержки по предложению его в этих местах одинаковы.


Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование