Каталог статей |
Тимченко О.К. Сущность диагностики как элемента системы управления предприятиемДиагностика деятельности субъекта хозяйствования – представляет собой процесс, заключающийся в исследовании финансово-хозяйственной деятельности предприятия, объяснении и обобщении полученных результатов. Основной отличительной чертой диагностики является «ранее предупреждение» - то есть высокий уровень оперативности; что в современных высоко динамичных условиях является необходимым элементом качественного и эффективного управления хозяйствующим субъектом.Целью роботы является рассмотрение сущности диагностики как элемента системы управления предприятием. Исследованием данного метода в занимались такие специалисты как Безруких М.М. [1], Белимова О.А. [2], Фабер Д.А. [3]. Но, в настоящее время не сложилось единство взглядов относительно составляющих процесса диагностики предприятия. Так, Безруких М.М. под диагностикой понимает первый вид анализа, определяющий ситуации, в которых находится предприятие, т.е. выявляющий обстоятельства, воздействующие на весь ход его производственной, хозяйственной и финансовой деятельности [1]. Белимова О.А. подчеркивает что диагностика – это система мероприятий, в том числе и аналитических, направленных на определение величины отклонения состояния системы от желаемого или нормативного и основных причин этого отклонения, для выработки управленческих воздействий с целью приведения системы в нужное русло [2]. Диагностику в качестве исследования и оценки способности предприятия поддерживать пропорции в воспроизводственных процессах создания его стоимости рассматривает Фабер Д.А. [3]. На наш взгляд, дефиниция предложенная Безруких М.М., наиболее полно раскрывает сущность, особенности и роль диагностики в хозяйственной деятельности предприятия. Целью диагностики является определение текущих производственных возможностей, потребляемых трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов; и в целом выявление места, которое занимает предприятие в общем экономическом пространстве. К основным задачам диагностики как метода анализа деятельности предприятия относятся отражение основных факторов, определяющих стратегию предприятия, то есть путей достижения поставленной цели [1]. Стратегия предприятия, которую формируют на основе результатов диагностического процесса, должна: - соответствовать реальному положению дел и требованиям рынка, для чего необходимы механизмы ее адаптации к происходящим изменениям; - находить отражение в действиях всех подразделений предприятия (производства, снабжения, финансов, маркетинга, менеджмента, персонала, научных исследований и разработок) и реализовываться путем эффективных действий менеджеров для достижения ими конкретных, заранее намеченных результатов; - быть основной целью деятельности предприятия в целом и, следовательно, всех его подразделений и каждого работника в отдельности. Диагностика должна четко определить, что представляет собой стратегия предприятия, и дать ответы на следующие вопросы: - что производит предприятие (номенклатура предлагаемых товаров или услуг); - чьи интересы при этом удовлетворяет (характеристики групп клиентов); - какова роль предприятия на рынке; - каким образом (при помощи какой технологии) удается этого достичь; - каков имидж предприятия на рынке; - каковы ценности организации, и каковы способы мотивации ее сотрудников. [2] Диагностика предприятия складывается из анализа его внешней и внутренней среды. В первом случае выявляют и уясняют возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем, чтобы правильно представить его стратегию и общую политику. Внешняя среда состоит из возможностей предприятия, оценка которых предполагает: - анализ стратегической позиции, занимаемой предприятием; - анализ сегментов рынка; - анализ конкуренции; - позиционный анализ. Диагностика внутренней среды состоит из комплексного анализа ресурсов предприятия: - организационно-управленческий анализ; - финансово-экономический анализ [3]. Таким образом, диагностика является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности предприятия, независимо от его отраслевой направленности. Данный метод способствует разработке необходимых мероприятий, предложений и рекомендаций по усовершенствованию системы управления предприятием, которые будут способствовать повышению эффективности его функционирования. Литература 1. Безруких М.М. Психофизиология. Словарь // Психологический лексикон. - 2010. - 128 с. 2. Белимова О.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности // Актуальные проблемы экономики. – 2011. – №3. – С. 268 – 270. 3. Фабер Д.А Основы анализа и диагностики финансово – хозяйственной деятельности предприятия // Актуальные проблемы экономики. – 2011. – №8. – С. 35 – 37. |